(РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ)
О пророческом врачевании (Часть 1)
Хадисы, приводимые в этом разделе, передают сказанное Пророком саллаллаху алайхи васаллам на основе своего личного опыта, в соответствии с теми условиями, в которых он жил, соответственно особенностям тех людей, которые жили вместе с ним. Повеления, предписания и запреты в этих хадисах не применяются для мусульман всех времен и мест в качестве религиозных указаний.
Безусловно, эти указания стоят выше любых других, поскольку были высказаны Пророком саллаллаху алайхи васаллам. В них есть своеобразная мудрость и польза. Это подтвердили и научные дискуссии, которые в последнее время проводились по инициативе международной научной организации с названием «Научные чудеса в Куръане и Сунне».
Однако, как утверждалось ранее, в этом вопросе мы не должны смешивать с божественными, религиозными указаниями то, что исходит из личной, человеческой практики Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Мёд, прижигание раскаленными
предметами и хиджаама
Всевышний Аллах сказал:
«Выходит из ее живота питье разноцветное, в нем – исцеление для людей» (Сура «Нахл», аят 69).
Пояснение: Эта часть аята о пчелах из суры «Нахл» приводится в качестве подтверждения свойства меда исцелять людей от некоторых болезней. Полный текст этого аята таков:
«Потом ешь из всех плодов и ходи удобными путями Господа твоего. Выходит из ее живота питье разноцветное, в нем – исцеление для людей. Поистине, в этом действительно знак-аят для народа, что размышляет».
В этом аяте приводится продолжение вахий Аллаха, а также внушение, данное пчеле. Аллах внушил пчеле строить не только улей, но и другое:
«Потом ешь из всех плодов».
Построить улей, а затем питаться плодами тоже является внушением пчеле со стороны Аллаха. Поэтому она не задерживается в улье, как другая живность в своем жилье, а прямо летит к плодовым цветам и принимается питаться их нектаром.
«И ходи удобными путями Господа твоего».
Аллах облегчил пчеле пути нахождения цветков этих плодов. Пчела в один миг может найти их, даже там, где не может найти их человек. И она питается этими плодами и цветками.
«Выходит из ее живота питье разноцветное».
Недаром исходящий из брюшка пчелы мёд бывает различных оттенков.
«В нем – исцеление для людей».
В этой цветной медовой жидкости из брюшка пчелы есть для людей исцеление.
Эта куръаническая истина становится все яснее по мере развития медицины. На сегодняшний день написано множество книг по результатам проведенных научных опытов, в которых изучались лечебные свойства меда. Интересующиеся этими сведениями могут прочитать эти книги, и они поймут мудрость, по причине которой Всевышний Аллах упоминает именно о меде как о целебном средстве. Поскольку этот вопрос упомянут в Куръане, мусульманские лекари с особым вниманием тщательно изучили его.
«Поистине, в этом действительно знак-аят для народа, что размышляет».
В таких явлениях, как образ жизни пчелы, построение ею улья, произведение ею меда из плодов и нектара растений, умение находить их особым способом, а также наличие свойства исцеления в этом меде – все это большие чудеса.
2558. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Исцеление в трех [вещах]: в надрезе скальпелем для кровопускания, в глотке меда и в прижигании раскаленным [предметом]. И отвращаю свою умму от прижигания».
Передал Бухари.
Пояснение: Один из выдающихся ученых имам Бадриддин Айни в своих комментариях, написанных к сборнику «Сахих» имама Бухари, пишет следующее:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам, говоря «Лечение в трех [вещах]» не имел в виду, что вдругих вещах, кроме как в этих трех, нет лечения. Исцеление есть и в других вещах, помимо них. Пророк саллаллаху алайхи васаллам этими тремя вещами всего лишь указал на подлинныеметоды лечения болезней, и только. Ибо болезнь наступает из-за порчи крови, желчи илимокроты.
Болезнь, причиной которой явилось изменение в крови, излечивается пусканием крови.
Другие болезни излечиваются путем приема лекарственных средств. На них Пророк саллаллаху алайхи васаллам указал упоминанием меда.
Болезни, не излечиваемые этими методами, исцеляются прижиганием очага болезни».
Если эти мысли перевести на наш современный язык, мы увидим, что сейчас существует точно такая же ситуация.
Всем известно, что и в наши дни многие болезни возникают из-за изменений в крови. Поэтому во всех медицинских учреждениях перед установлением диагноза принято проверять кровь больного. Применение различных способов для замены, переливания, очистки крови является методом, которому медицинские учреждения уделяют свое основное внимание.
Всем хорошо известно, что лечение болезней, не связанных с изменениями крови, осуществляется посредством применения лекарственных средств.
Метод, который мы перевели как «прижигание раскаленным предметом», применяется в случаях, когда некоторые увечья, опухоли и различные раны, не излечиваемые очищением крови или приемом лекарств, лечатся путем выскабливания и срезания этих самых ран и последующим прижиманием к очищенной ране раскаленного предмета либо прикладыванием пепла определенного, предварительно выжженного вещества. Этот способ применялся только в том случае, когда другие методы не помогали. Такой метод на современном языке называется «хирургической операцией».
На возникающий вопрос о том, как понимать, что в этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам утверждает, что одним из трех видов исцеления является прижигание раскаленным предметом, и тут же говорит: «И отвращаю свою умму от прижигания», улемы дали свой удовлетворительный ответ.
В тот период, оказывается, у людей было неправильное представление, дескать, «прижигание раскаленным предметом непременно излечит болезнь». Поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам не очень-то призывал людей делать это. Однако шариат, основываясь на вероубеждении о том, что исцеление дает Всевышний Аллах, разрешил в уместных случаях применять этот метод.
Сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам применил этот метод в отношении Саъда ибн Муаза радияллаху анху, а также известно, что и другие сподвижники тоже лечили свои болезни именно этим методом.
.