О пророческом врачевании (Часть2)
Мёд, прижигание раскаленными
предметами и хиджаама
2559. Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Если и было в каком из ваших лечений или будет в каком из ваших лечений добро, так [это] – в надрезе скальпелем для кровопускания, или в глотке меда, или в прижигании огнем, соответственно болезни. И я не люблю прижигание».
Передали трое.
Пояснение: Передатчик этого хадиса засомневался в том, какое слово из двух употребить – «было» или «будет». Поэтому он привел обе временные формы.
Этот хадис подтверждает смысл предыдущего хадиса. Но есть и дополняющий смысл, который выражается в словах Пророка саллаллаху алайхи васаллам «соответственно болезни». То есть некаждое пускание крови, не каждый прием лекарства и не каждое хирургическое вмешательствоможет стать причиной исцеления. Чтобы эти методы стали причиной исцеления, посленеобходимости волеизъявления Аллаха, также обязательным условием является соответствиеэтих методов исцеляемой болезни. Осуществление этого вверено в руки искусных врачевателей.
2560. Передается от Абу Саъида радияллаху анху:
«К Пророку саллаллаху алайхи васаллам пришел человек и сказал:
– Мой брат жалуется на свой живот (в другом предании: «У моего брата – расстройство желудка»).
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Напои его медом.
Потом он пришел к нему второй раз. Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Напои его медом.
Потом он пришел к нему в третий раз и сказал:
– Действительно, я сделал [как вы сказали], но это не прибавило ему ничего, кроме расстройства.
[Пророк саллаллаху алайхи васаллам] сказал:
– Аллах сказал правду, а живот твоего брата сказал неправду! Напои его медом!
Так, (он алайхиссалам) напоил его и тот выздоровел».
Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: В этом хадисе явственно излагается, что мёд полезен человеку, у которого слабит в животе. Об этой истине сегодня уже знают все.
В высказывании Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Аллах сказал правду»подразумеваются слова Аллаха о пчелах из суры «Нахл: » Выходит из ее живота питье разноцветное, в нем – исцеление для людей».
2561. Передается от Джабира радияллаху анху:
«Саъд ибн Муаз был ранен в вену локтя. Пророк саллаллаху алайхи васаллам прижег ему руку мишкасом. Потом его рука распухла. И он прижег ему руку второй раз».
Передали Муслим и Абу Давуд.
Пояснение: Мишкас – это длинный и узкий наконечник стрелы лука. Им пользуются также в качестве инструмента, которым в раскаленном виде прижигается рана.
В битве Ахзаб (Хандак) великий сахаби Саъд ибн Муаз был сильно ранен стрелой в руку. За ним присматривал сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам и сам лично, как рассказывается в этом предании, проводил лечебные процедуры. Прижигание раскаленным предметом кровоточащей раны было в то время единственным способом остановить кровь.
2562. Передается от него же:
«В день Ахзаб Убай был ранен в вену локтя. Так, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прижег ее».
Передали Муслим и Тирмизи.
Пояснение: Пророк саллаллаху алайхи васаллам таким же образом лечил и Асъада ибн Зурару радияллаху анху, когда у того появилась болячка.
2563. Вновь передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи отправил к Убаййу ибн Каъбу радияллаху анху лекаря. Так, тот разрезал ему один сосуд, затем прижег его».
Передали Муслим и Абу Давуд.
Пояснение: Из этого хадиса следует, что лечением должен заниматься лекарь-специалист, освоивший медицинскую науку. Лекарь, опираясь на свои знания, принимает необходимые меры по излечению от болезни. Тот факт, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам отправил лекаря к заболевшему Убаййу ибн Каъбу, означает, что он признает настоящую, испытанную на практике медицину, а не тех, кто лишь притязает на звание лекаря. Тот практикующий лекарь сначала надрезал кровеносный сосуд Убаййа ибн Каъба, а затем прижег его.
2564. Передается от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил от прижигания. Мы прижигали, но не достигли успеха и не избавились».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Это личный опыт и мнение Имрана ибн Хусойна радияллаху анху. Он на личном опыте попробовал вылечиться прижиганием, но от этого не было пользы.
Имран ибн Хусойн страдал болезнью бавасир (геморрой). Достаточно намучившись от этой болезни, он испробовал различные способы лечения, чтобы избавиться от нее. В числе прочих способов он попробовал прижигание, но это тоже не помогло. В этом предании он говорит, исходя именно из этого опыта.
2565. Абу Давуд говорит:
«Этот самый Имран слышал приветствования ангелов. И когда прижег, это прекратилось для него. Когда же он оставил [лечение] прижиганием, к нему вернулись приветствования».
Пояснение: Это явление также касается только самого Имрана ибн Хусойна радияллаху анху. И в самом деле, его периодически приветствовали ангелы. Когда он попытался избавиться от своей болезни, прижигая больное место раскаленным мишкасом, приветствования ангелов прекратились. Обеспокоенный, Имран ибн Хусойн рассказал об этом Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам предложил выбрать одно из двух: либо приветствования ангелов, либо излечение от бавасира. Имран выбрал приветствования ангелов и прекратил лечиться от болезни прижиганием. После этого ангелы вновь начали приветствовать его.
Мы еще раз повторяем, что это явление касается только самого Имрана ибн Хусойна радияллаху анху. Мы уже ранее рассмотрели, что при возникновении всех условий, делающих приемлемым лечение от болезни прижиганием, лечение таким способом допускается.
.