Место и время кровопускания
Термином, который мы переводим как «пускание крови», у арабов обозначаются два вида процедуры кровопускания.
Первый вид называется хиджаама и делается на голове.
Второй вид называется фасд , при этой процедуре кровь пускают из всех других частей тела, кроме головы.
Поскольку в жарких странах, в частности в Аравии, полезно пускать кровь из головы, там широко известен термин «хиджаама».
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, будучи в ихраме, пустил кровь из головы по причине шакики (боли в одной половине головы)».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам, войдя в состояние ихрама, направлялся в Священную Мекку, одна половина его благословенной головы стала болеть. Когда они достигли местности Лахйу Джамал, он велел позвать специалиста по пусканию крови. Тогда хаджжам (пускатель крови) по имени Абу Тийба пустил ему кровь из головы.
Из этого события и взяты положения: «Следует пускать кровь, когда возникает в этом необходимость. Допускается пускать кровь даже в состоянии ихрама».
Передается от Салмы, служанки Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«Кто бы ни жаловался на головную боль Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он говорил: «Сделай кровопускание». Кто же жаловался на боль в ногах, говорил: «Прикладывай хну».
Пояснение: Несомненно, Салма радияллаху анха извещает о том, чему она сама была свидетелем. Эти действия совершались, а советы давались в период, в атмосфере и условиях, когда жил Пророк саллаллаху алайхи васаллам, и основывались на накопленном опыте, в зависимости от особенностей больного. Из этого благородного хадиса не следует заключать, что при любом виде головной боли помогает кровопускание, а всякая боль в ногах излечивается хной.
Передается от Абу Кабши радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам делал кровопускание из головы и между лопаток и говорил:
– Кто пустит кровь из этих мест, ему не повредит, если не станет лечиться тем-то от того-то».
Обе передал Абу Давуд.
Пояснение: Из этих слов вытекает смысл: «Человек, часто делающий себе кровопускание, менее подвержен заболеваниям». Именно поэтому раньше весной было принято ставить пиявки. И в наше время такое утверждение подтверждают люди, испытавшие на себе эту процедуру.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пускал кровь из сосудов с обеих сторон шеи и из верхней части плеча. Он пускал кровь на семнадцатый, девятнадцатый и двадцать первый дни».
Передали Абу Давуд и Тирмизи санадом хасан.
Пояснение: Место кровопускания тоже имеет значение. Кровопусканием из первого попавшегося места нельзя достичь ожидаемого результата. Это делается, как упомянуто в хадисе, из таких мест, которые были определены на практике специалистами и эффективность проведения процедуры в которых нашла подтверждение. Несомненно, место кровопускания определяет не больной, а лекарь (врач).
Второй важный вопрос – время кровопускания. Как говорится в этом хадисе, Пророк саллаллаху алайхи васаллам «…пускал кровь на семнадцатый, девятнадцатый и двадцать первый дни».
Этот момент очень важен. Потому что Земля имеет постоянную связь со своим спутником – Луной. Ночью сияние Луны падает на Землю. Сила притяжения Луны воздействует на Землю и на все то, что имеется на ней. Помимо этого, Луна оказывает и другое воздействие. Раз так, то однозначно влияние Луны в период новолуния, в полнолуние и в конце ее цикла различно. Кровопускание представляет собой процесс, становящийся причиной изменений в организме человека. Оно должно совершаться при самых подходящих условиях. Одним из таких условий является правильный выбор времени кровопускания. Пророк саллаллаху алайхи васаллам, опираясь на проверенный опыт, пускал кровь в те дни, которые упомянуты в этом предании.
Чтобы прояснить мудрость этого, улемы провели опыты и подтвердили, что и в самом деле эти дни являются самыми подходящими для кровопускания. Эту истину подробно изложил Ибн Кайюм ал-Джавзийя в своей книге «Задул маъад фии хадйи хойрил ибад».