1445 год 7 Шаввал | 2024 год 16 апрель, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Исцеления и рукйа

Исламское чудо в области медицины

04:06 / 06.01.2017 4606 Режим чтения + -


В приведенных выше строках вашего покорного слуги мы рассмотрели, по мере наших скромных сил, некоторые установления религии Ислам по медицине.

Существует очень много специалистов, изучавших этот вопрос в полном объеме, а также еще и другие аспекты относительно этой области знания. Изрядное число западных, европейских историков, востоковедов и медиков посвятили себя изучению этой области знания.
Каждый человек, кто ознакомится с собранными этими специалистами сведениями, написанными ими книгами и научными статьями, приведенными ими заключениями, несомненно сделает для себя вывод, что Ислам сотворил чудо в области медицины. В действительности это так и есть. Давайте немного поговорим об этом.
Как и в других отраслях науки, в медицине аяты Священного Куръана и благородные хадисы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершили огромный переворот в сознании мусульман. На основе этих учений они стали самоотверженно осуществлять свою деятельность в этой области знания.  
Мусульмане хорошо знали, что Ислам так же, как и в других отраслях, предписал им в качестве фардул кифая и подготовку медицинских работников по мере потребностей своего общества. Это в свою очередь означало, что подготовка каждым обществом для себя медицинских работников является для всех членов общества обязанностью, которая непременно должна быть выполнена. Если члены каждого общества не подготовят для себя медицинских работников в необходимом количестве и качестве, то все они будут грешными перед Всевышним Аллахом.  
Поэтому в мусульманском обществе каждый человек старался внести свой вклад в эту отрасль. Начиная от руководителя государства и до рядового гражданина все старались выполнить в этом отношении свой долг и достичь довольства Всевышнего Аллаха, стремились не стать грешниками.  
Как результат, мусульмане первыми в мире открыли учебные заведения по подготовке медицинских работников. Поскольку медицинская область является практической отраслью, эти учебные заведения мусульман в основном открывались при лечебных учреждениях-клиниках, которые также впервые в мире открыли мусульмане.
Немецкий востоковед госпожа Зигрид Хунке пишет об этом следующее:
«Крупные клиники функционально заменяли высшие медицинские учебные заведения. Именно там студенты получали свои знания. Они обучались весму, начиная от учений Гиппократа и Галена и вплоть до тех научных доктрин, которых привнесли их мусульманские наставники. Вместе с тем, они слушали от великих учителей того времени эти же лекции при дворах соборных мечетей и специальных медицинских медресе.  
В то самое время искатели знаний западных стран проводили бессонные ночи при свечах в узких кельях монастырей.
Мусульмане занимались наукой параллельно с научной практикой. Теории применялись на практике в больничных палатах».
Так появились знаменитые ученые и специалисты по медицине. Они вполне осознавали, что оказывать медицинские услуги подготовившему их обществу для них является фардул айном – то есть для каждого из них является обязательным долгом, возложенным на них со стороны Всевышнего Аллаха. Исламский шариат обязывал этих медицинских специалистов удовлетворять потребности общества в медицинскомм обслуживании в необходимом объеме и качестве. Если допускались погрешности в этой отрасли, работники медицины становились грешниками перед Всевышним Аллахом.
Именно поэтому, как они считали для себя фардом – религиозным долгом — совершение намаза, соблюдение поста, таким же фардом они должны были признавать и оказание квалифицированной медицинской помощи.
О том, каких высот достигал уровень ответственности в медицине, мы можем узнать из проведенных факихами диспутов по проблеме «Врачевание – это права или обязанности врачевателя».  
То есть, мусульманские законоведы проводили дискуссии по поводу того, является ли профессия врачевания правом обладателя этой профессии и может ли он работать, когда захочет, и не работать, если того не пожелает, или же врачевание является его долгом и он не может осмелиться не работать. В результате был сделан вывод: «Профессия врачевателя является долгом врача».
На основе именно такой веры и убеждения в мусульманском мире было организовано и налажено небывалое в мировой истории оказание медицинских услуг.
Снова процитируем слова из статьи госпожи Зигрид Хунке:
«Такое состояние дел, о которых нам рассказывает настоящая книга, очень схоже с состоянием дел в нашем великом двадцатом веке. В действительности, эта книга описывает нам одну из больниц, которые существовали уже тысяча пятьсот лет тому назад в мусульманских городах, расположенных на огромной территории от Гималайских вершин до Пиренейских гор. В середине десятого века только в одном городе Куртуба (Кордова) действовало пятьдесят больниц».
Если принять во внимание то обстоятельство, что в те времена территории городов были намного меньше нынешних, а их население было малочисленным, то по количеству больниц Кордовы мы можем представить себе, на каком высоком уровне находилось медицинское обслуживание.
Как повествуется в преданиях, когда султан Азудуд Давла хотел построить новую больницу в городе Багдаде, он попросил совета о выборе подходящего места у известного врачевателя ар-Рази. Тот в свою очередь поручил своим работникам взять куски свежего мяса и разложить в разных частях Багдада. Затем он подождал двадцать четыре часа. После этого он избрал место, где мясо сохранилось лучше всего.
А султан Салахиддин (европейцам больше известен как Саладин), превратил в больницу свой самый большой и расположенный в отдалении от городского шума дворец в Каире.  
В больницах халифов и султанов были такие же условия, какие имелись в их дворцах: мягкие кровати, бани и другие удобства. Несмотря на то, что эти больницы были богатыми и представительными (респектабельными), их двери были всегда открыты для всех слоев населения и в особенности для бедняков.
Султан Мансур Калавун, прибыв в построенную им самим каирскую больницу Мансури, попросил дать ему фруктового сока, что был в больнице. Выпив его, он сказал:  
«Я дарю эту больницу своим соратникам и подчиненным, наместникам и служащим, воинам и командирам, старшим и младшим, вольным и рабам, мужчинам и женщинам».
Строительством больниц и их финансированием занимались не только халифы и наместники. Этому делу отдавали свои силы также и те, кто находил возможность для этого. В этом отношении особо важное место занимали вакфы. За счет целевых вакуфных средств было построены и финансировалось множество больниц.    
В местечке Мафрин заболела маленькая дочь правителя города. Любящий отец сделал все, что мог. Но состояние девочки ухудшалось день за днем, час за часом. В конце концов правитель нашел врачевателя, известного под именем Шахди Улама, и сказал ему: «Если моя дочь излечится из твоих рук, я дам тебе золота, равного твоему весу».  
Всевышний Аллах дал девочке исцеление. Причиной этого Он сделал врачевателя Шахди Улама. Когда правитель хотел дать ему обещанное золото, врачеватель попросил того построить равную по стоимости больницу. Правитель построил больницу и взял на себя последующее ее содержание.  
Таким же образом мусульмане первыми в мировой истории открывали передвижные поликлиники и части медицинского обслуживания при тюрьмах.
Из этого следует, что мусульмане первыми наладили оказание бесплатной квалифицированной медицинской помощи для всех граждан. В этих больницах в получении медицинских услуг равноправными считались не только мусульмане, но и иноверцы. Даже крестоносцы, которые истребили  много мусульман, признали, что они, не доверяя своим лекарям, показывали себя мусульманским врачевателям. Султан Салахиддин Айюби, который вел борьбу против крестоносцев, сам отвел к ним мусульманских врачей, чтобы вылечить их предводителя.    
Сохранилось по сей день письмо одного француза той эпохи, упавшего и получившего травму, а потом лечившегося в мусульманской больнице. Это письмо он написал своему отцу. Госпожа Зигрид Хунке приводит отрывок из этого письма:
«Мой любящий отец! Ты спросил, нуждаюсь ли в деньгах. Сообщаю тебе, что при выписке из больницы мне дадут новую одежду и пять кусков золота. Они делают это, дабы недавно выздоровевший больной не утомился работой. Поэтому тебе нет необходимости продавать часть своего скота. Но если хочешь меня увидеть, приезжай ко мне скорей. Я сейчас нахожусь в отделении ал-Уртубади (ортопедии), что рядом с хирургической комнатой. При входе в главные ворота здание на южной стороне является зданием баликилиники (поликлиники). Когда я упал, меня сначала принесли именно туда. Каждый больной сначала поступает в это здание. Там его тщательно осматривают врачи, их помощники и студенты-медики. Тому, кто не нуждается в стационарном лечении в больнице, дают бумагу с записью и по этой бумаге они берут себе лекарства из аптек.    
После того, как меня осмотрели, они записали мое имя и показали главному врачевателю. Затем служащий парень перенес меня на руках в мужское отделение. Искупал меня в горячей бане. Одел на меня новую и чистую одежду.
Придя в больницу, слева увидишь большую библиотеку, а также огромную широкую комнату. Там главный врач проводит занятия. Посмотришь назад, увидишь коридор, ведущий в женское отделение. Поэтому тебе нужно пойти направо. По дороге пройдешь через отделения терапии и хирургии. Если услышишь музыку или песню, заходи в эту комнату, возможно, я буду находится там, в комнате отдыха, наслаждаясь слушанием красивой музыки.
Сегодня утром, как обычно, главный врачеватель пришел с группой своих помощников. После того, как он осмотрел меня, он что-то говорил врачевателю отделения. Тот записал. Я не понял. После того как он ушел, врачеватель отделения объяснил мне. Теперь, проснувшись по утрам, я мог прогуливаться в местах поблизости от больницы. Клянусь Аллахом, мне это не понравилось. Ибо здесь очень хорошо, все очень красиво и чисто. Кровати настолько мягкие!.. Не говоря уже о чистоте простыней и мягкости подушек! В каждой комнате увидишь удивительным образом текущую воду. А в холодные ночи каждая комната отапливается. Что касается питания, сколько ни хвали, это не будет преувеличением. Здесь в изобилии дают что хочешь: и курицу, и мясо других животных, только бы ты смог переварить.    
Один мой сосед в течение недели притязал на то, что он тяжело болен. Он очень хотел еще несколько дней наслаждаться куриным мясом. Но главный врачеватель, прознав об этом, вчера выписал его домой. Как выяснилось, он сказал: «Больной, слопавший за один присест целую курицу вместе с цельным хлебом является здоровым».  
Поэтому, мой папочка, приезжай быстрей, дабы не подгорела моя курица!»
Да, уважаемые, многие из тех явлений, которые сегодня кажутся открытием Европы, сделаны нашими прадедами.
Мусульманские врачи первыми ввели в пользование документ, который сегодня именуется «историей болезни». На каждого больного заводилась отдельная книга записей. Внесение в нее записей начиналось с описания состояния больного при поступлении в больницу. Затем, каждое утро врачеватель осматривал больного и появившиеся изменения в его состоянии фиксировал в этой книге.
По-моему, чтобы представить, как были устроены мусульманские больницы, достаточно процитированного отрывка из письма больного француза.
В то время, как больницы мусульманского мира оказывали вот такие чудесные и качественные услуги, во всех краях мира на этом поприще не было сделано ровным счетом ничего.  
В самом передовом, по общим меркам, из таких краев – Европе — первая больница открылась под влиянием мусульман в Страсбурге в 1500 году, 800 лет спустя после открытия первой мусульманской больницы.
В то время, как в исламском мире происходили вышеуказанные чудеса в области медицины, происходящие в Европе события госпожа Зигрид Хунке описывает следующим образом :
«Следить за здоровьем и осуществлять уход за больными было предоставлено «отцам» в монастырях. В разных краях Европейских стран в приюты и больницы обращались множество прихожан, сирот, вдов, немощных, неимущих, а также в надежде спасти свои души обращались больные. В Европе не могло быть больниц, приспособленных для больных людей. Только к концу двенадцатого века, после крестовых походов, когда крестоносцы увидели множество мусульманских больниц и изучили их, они вернулись и начали строить приспособленные для лечения больных больницы наподобие мусульманских. Только спустя длительное время после этого они смогли наладить оказание настоящего медицинского обслуживания.    
Честно говоря, целью строительства этих центров церковью было не лечение болезни, а подавление боли.
В них больные лежали на полу посменно друг на друге. Нога одного находилась на голове у другого. Маленькие дети лежали рядом со стариками, мужчины изумлающим взор образом лежали рядом с женщинами. Но это была реальность.
Слегка захворавший человек лежал рядом с больным, страдающим инфекционной болезнью. Людей много. Среди них есть и женщины с начавшимися схватками, есть и умирающий младенец. Есть и бредящий от жара, есть заразившийся тифом. Есть больной, чья грудь разрывается от кашля, а сам он плюет кровью. Тут же и больной с кожной болезнью, который чешется, царапая себя своими ногтями. Да, этим больным не хватало многого. Еды мало. Она давалась в весьма скудном количестве, лишь время от времени. Если какой-нибудь богач не брал на себя расходы разового питания, то увеличения количества еды можно было и не ждать.
Именно поэтому двери подобных «больниц» были открыты с утра до вечера. Сюда приходили все, кто хочет и когда захочет, волоча за собой все свои вещи и утварь. Там больные могли оставаться без еды и по несколько дней. А в некоторых случаях были и такие, которые умирали, не сумев переварить даваемую им пищу. Было в порядке вещей, что здание, в котором помещались больные, кишело различными вредными насекомыми. Вдобавок к этому воздух в этих зданиях бывал нестерпимо испорченным. Служащие там люди при входе в здание прикладывали к носу намоченные уксусом тряпки. Тела умерших больных не убирались и до двадцати четырех часов. Обычно они оставались и дольше. Другие больные в это время находились рядом с этими трупами. В таких адских условиях трупы разлагались быстро. Поэтому нестерпимая вонь охватывала все вокруг. Тогда как мухи кишмя кишели, чтобы полакомиться завонявшим мясом трупа».  

Существует ли медицина, подобная медицине Ислама?

Существует ли место, где была всеобъемлющая, совершенная, глубокая и развитая медицина, подобная исламской медицине?
Где то государство, которое имело столько выдающихся специалистов в различных областях медицины и фармакологии, как у мусульман?
На какой точке земли в то время существовали такие изумительные лечебницы, что были в мусульманских краях?
О том, до какого уровня возвысилась научная полемика мусульман, сами за себя говорят их средства лечения. Наука здравоохранения у них также была на высшем уровне. Не стоит удивляться этому. Мы все это хорошо знаем. Разве французы не умоляли мусульман, прося помощи в области медицины?
Если это было не так, то что вы скажете о рассказе, который эмир Усама ибн Мункиз своими ушами слышал от господина Вильгельма Фон Бурена, когда они были в пути от Акки до Табарии?
«В нашей стране был великий всадник. Он заболел и изнемог до смерти. Тогда мы пошли к одному из наших главных монахов и попросили его, чтобы он отправился с нами и осмотрел этого всадника. Он согласился и поехал с нами. Мы полагали, что если он прикоснется к больному, тот сразу же выздоровеет. Так, он прибыл и, осмотрев больного, сказал: “Дайте мне свечу”. Мы приготовили ему небольшую свечу. Он смял свечу и сделал из нее две формы, похожие на пальцы руки, и сунул их в оба носовых отверствия больного. Всадник тут же скончался. Мы ему сказали: “Ведь он умер!?”. Монах ответил: “Да, он мучился. Вот я его и убил, заткнув ему ноздри, дабы он блаженствал”».
Да, в то время в Европе медицина полностью находилась в распоряжении церкви. Потому что болезнь рассматривалась, как Божье мучение, мучение судьбы. И посему каждый больной должен был признать свои грехи – исповедаться перед церковью. Только после этого за него молились. Во многих случаях те, кто не признавал своих грехов, вообще не удостаивались даже моления в медицинском понимании.  
Бернард Кларфи в своем письме писал следующее:
«Однажды ко мне явился сбежавший из своего монастыря монах. Весь его облик излучал крайнюю степень изумления. Потому что,  как оказалось, его руководитель потребовал от него лечить некоторых воров и бунтовщиков, и даже изгнанных из церкви!!!»
В начале одиннадцатого века руководитель каирских врачевателей Ибн Ризван об обязательствах врачующих сказал следующее:
«Для лекаря лечить своих врагов с таким же духом, искренностью и искусностью, с которыми он лечит любимых людей, является ваджибом».
Об истине нужно говорить. Мусульманские врачи сделали своим девизом проявление человеческого милосердия при лечении больных, независимо от вида болезни и от степени ее опасности. Это принесло им честь и славу. Европейцы же не были похожими на них. С больными, на исцеление которых не оставалось надежды, они обращались как с хищными животными. Они полностью отделяли их от общества и бросали в темницы. К ним относились, как к злостным преступникам-рецидивистам, лишенным права на милосердие, на человеческую справедливость.  
В то время, когда европейцы поступали таким образом, мусульмане строили отдельные больницы или открывали специальные отделения для людей, страдающих проказой.
* * *
Цель упоминания всех этих сведений заключается в том, чтобы мы изучали наше великое прошлое, брали пример с наших великих предков, и самое значимое, осознали важность стремления находится на передовых позициях среди народов мира, как наши предки в прошлом, и предпринимать все необходимые меры на этом пути.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф из серии "Хадисы и жизнь", том 18, "Исцеление и рукйа"


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Также в Исламе предписано харамом проявлять скупость, употребляя меньше положенной нормы пищи, требуемой для сохранности здоровья и недопущения читать полностью

3449 04:09 / 06.01.2017
Место и время кровопусканияТермином, который мы переводим как .пускание крови,, у арабов обозначаются два вида процедуры кровопускания.Первый вид называется читать полностью

4407 04:13 / 06.01.2017
Самым важным, что сделано в Исламе для сохранения здоровья, является предписание запретности ndash объявление харамом ndash всего того, что причиняет вред здоровью. К читать полностью

3503 04:09 / 06.01.2017
Одним из аспектов здравоохранения, которому в Исламе уделяется особое внимание, является соблюдение чистоты. Широко известно, что ни один из народов мира, ни один читать полностью

3580 04:08 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью