ВВЕДЕНИЕ
Да будут восхваления Аллаху, Пречист Он, Всевышний! Да пребудут благословения и приветствия Аллаха Пророку Мухаммаду!
Взывая о помощи к Всевышнему Аллаху и начиная «Книгу исцеления и рукйа», в первую очередь нам необходимо подробно рассмотреть лексическое значение арабского слова тиб, которое мы переводим здесь как «исцеление», «врачевание».
Слово тиб заключает в себе несколько значений:
1. «Поправление», «исправление».
Словом тиб обозначаются такие действия, как «исправить, поправить больного».
2. «Мастерство», «искусность».
Ученый-лексиколог Абу Убайд сказал: «Сущность тиба заключается в том, чтобы хорошо знать суть вещей и быть чрезвычайно искусным в них».
Безусловно, искусство врачевания предполагает глубокие познания о болезнях, лекарствах и больных, а также о том, как с ними обращаться.
3. Привычка.
4. Колдовство.
Такое толкование среди прочих дается потому, что в делах врачевания есть некое подобие колдовству.
Следует повторно отметить, что далее под словом тиб будут подразумеваться исцеление в том виде, как оно практиковалось во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а также его высказывания и действия, связанные с таким исцелением.
Под словом рукйа подразумевается отчитывание Куръаном, при котором читают определенные суры или аяты и прочитавший своим подпитанным целебными свойствами этих аятов и сур дыханием дует на больного, а также при рукйа произносятся специальные фразы и молитвы, с которыми обращаются к Всевышнему Аллаху с просьбой об исцелении больного.
Следует заранее предупредить, что в этом вопросе нужно быть чрезвычайно осмотрительным. Нам надлежит уяснить, к какому виду сунны относятся переданные о врачевании хадисы, которые приведены в этой книге, и понять, в какой степени им нужно следовать.
Как было сказано в первом томе серии «Хадисы и жизнь» – «Введение», – все, что исходило от Пророка саллаллаху алайхи васаллам – его изречения и деяния, – делится на три вида:
Первый вид:
Сюда входят деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам, присущие человеческой природе, например, то, как он сидел, вставал, ходил, ел и пил, спал.
Безусловно, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал эти действия не на основе вахий, а исходя из своей человеческой природы, так, как создал его Всевышний Аллах. Такого рода действия также исходя из своего чисто человеческого естества выполняет и его умма. Выполнение таких действий для всех является мубахом.
Именно поэтому стремление в таких делах уподобиться Пророку саллаллаху алайхи васаллам не является ваджибом (обязательным). Но что касается подчеркнуто отмеченных действий, по которым имеются особые положения, то соблюдение таковых является необходимым. Например, в хадисах подчеркивается, что есть надо правой рукой. Значит, мусульманин должен есть правой рукой.
Также не являются шариатским положением те указания Пророка саллаллаху алайхи васаллам, которые были даны не на основании вахий, а на основе личного опыта и собственных суждений по мирским делам, таким, как торговые дела, осуществление какого-либо другого дела, советы больному. Примеров этому очень много.
В день битвы при Бадре мусульмане во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам перед сражением расположились станом в том месте, которое указал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Хаббаб ибн Мунзир радияллаху анху подошел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и спросил его: «Вам Аллах велел расположиться здесь или же это ваше мнение, военная тактика?». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Мое мнение и военная тактика». – «В таком случае это место не подходит», – сказал Хаббаб радияллаху анху и посоветовал спуститься ближе к воде. Исламское войско спустилось в указанное место, и в ходе сражения стала ясной правильность этого выбора.
Вот еще один пример. Однажды Пророк саллаллаху алайхи васаллам, идя по Лучезарной Медине, увидел людей, которые опыляли финиковые пальмы. Он поинтересовался, чем же они занимаются. Те ответили, что если опылять финиковые цветочки, дерево будет плодовитым. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал слова с тем смыслом, что если этому суждено быть, то и без опыления дерево будет плодовитым. Люди после этих слов прекратили опыление. В тот год урожай был низким. Когда люди пришли к Посланнику саллаллаху алайхи васаллам и посетовали на это, он сказал: «Вы лучше знаете свои мирские дела».
Второй вид:
Это деяния, совершаемые только самим Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Хотя мусульманам и не разрешается совершать подобные деяния, однако лично Посланнику Аллаха, в виде особого исключения, они были позволены. Например, выполнение таких положений, как соблюдение непрерывного поста, то есть поститься, не принимая пищу в предрассветное время, и брать в жены более четырех женщин. Обычному человеку не подобает делать то же самое с мотивацией: «Поскольку такие деяния совершал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, то я тоже буду совершать их».
Третий вид:
Это деяния, не входящие ни в один из вышеуказанных видов. Подобные деяния представляют положения шариата, согласно которым мусульмане должны следовать Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Степень их принадлежности к таким категориям деяний, как фард, ваджиб, сунна или мубах, распознаются по разным признакам.
Большая часть благородных хадисов, рассматриваемых нами с помощью Всевышнего Аллаха здесь – в «Книге исцеления и рукйа», касаются деяний, относящихся к первому виду из трех вышеуказанных. Вместе с этим есть хадисы о деяниях, относящихся к третьему виду.
Чтобы прояснить этот вопрос, давайте обратимся к цитате из первого тома книги «Хадисы и жизнь».
«Для того чтобы лучше понять это и не быть многословными, вернемся к примеру выдающегося ученого Шаха Валиюллаха Дихлави рахматуллахи алайхи. Так, говоря о первом виде изречений и деяний Пророка саллаллаху алайхи васаллам, он сказал следующее:
«К ним же (то есть не относящимся к числу сопутствующих пророческой миссии действиям) причисляется и врачевание».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам оставил очень много благородных хадисов, касающихся вопросов врачевания (медицины). Некоторые улемы, не ограничиваясь отдельными главами о врачевании в своих сборниках хадисов, писали даже отдельные книги под названием «Ат-Тиббу ан-Набавийю» («Медицина Пророка»). В то же время многие наши улемы, как и выдающийся ученый Шах Валийюллах Дихлави, подчеркивают, что хадисы, касающиеся медицинской практики, не являются религиозными, т. е. наша религия не требует от мусульман следования таким хадисам. Потому что в этих хадисах Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам высказывался исходя из условий – времени, места и опыта общества, – при которых он жил.
Например, в хадисе, переданном такими мухаддисами, как Ибн Маджа, Хоким и Абу Нуъайм, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Вам следует применять исмид (сурьму) перед сном, он улучшает зрение и способствует росту ресниц».
Это не означает, что каждый мусульманин, имеющий проблемы со зрением, должен перед сном использовать сурьму исмид и в случае невыполнения этого станет грешником. Эти слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам носят рекомендательный характер и были сказаны им исходя из собственного опыта и условий того времени.
Безусловно, каждое слово Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе и его высказывания в области врачевания (медицины), очень дороги для нас. Современная врачебная наука признает, что высказывания Пророка саллаллаху алайхи васаллам в области медицины являются чудом. Но, несмотря на это, научная истина имеет свои правила. Все вещи должны называться своими именами. Особенно это касается религии – мы не имеем права относить к ней то, что не исходит от нее. Иначе мы сделали бы применение сурьмы принудительным для каждого мусульманина, тогда как в определенных обстоятельствах использование сурьмы может и не дать целебного эффекта.
Однако это также не означает, что медицина относится только к мирским делам и что Исламу не следует вмешиваться в нее. Относительно медицины в Исламе существует свое собственное учение. Следование этому учению для мусульман считается предпочтительным (матлуб).
В хадисе, переданном имамом Ахмадом, имамом Тирмизи, имамом Насаи, имамом Абу Давудом, имамом Ибн Маджа, имамом Хакимом и имамом Ибн Хиббаном от Усамы ибн Шарика радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Исцеляйтесь, ибо какую бы болезнь ни дал Аллах, непременно Он дал и средство исцеления от нее».
В хадисе же, который передали имам Бухари и имам Ибн Маджа, сказано:
«Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он также ниспослал и средство исцеления от нее».
Эти учения возлагают на мусульман обязанность стремиться к выздоровлению.
В хадисе, переданном имамом Бухари от Ибн Масъуда радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, Аллах не заложил ваше исцеление в запрещенном (харам) Им для вас».
Согласно этому хадису, мусульманину запрещено использовать в качестве лекарства средства, считающиеся в шариате харамом. Такие вопросы – это уже религия.
Однако все, что относится к практике медицинских специалистов – изготовление лекарств, диагностика заболеваний, определение методов лечения, назначение количества лекарства и способа его введения и т. п., является мирским делом.
Например, неправильно утверждать, что грешно делать инъекции только потому, что во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам не было практики введения лекарств таким путем.
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению хадисов, относящихся к тематике «Книги исцеления и рукйа», рассмотрим еще одно положение, о котором нам необходимо упомянуть.
Когда Всевышний Аллах только озарил мир лучом Ислама, люди еще не имели достаточно хорошего представления о врачевании, медицинской культуре. В качестве врачевателей в основном выступали жрецы, служители языческих храмов и другие им подобные.
Медицинский опыт, накопленный за предшествовавший период, был почти утерян.
Ислам привел в порядок, наряду с другими сферами жизни, и медицину, направил ее по правильному руслу. Благородные хадисы, которые мы рассмотрим ниже, являются некоторыми примерами этого великого дела.
В Священном Куръане и в сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам уделяется большое внимание здоровью человека. Если мы станем изучать сведения касательно здравоохранения, приведенные в этих двух масдарах – первоисточниках, мы обнаружим там огромную сокровищницу. Разумеется, наша книга не является книгой по медицине. Поэтому мы не имеем возможности изложить в ней все подробно. Прося помощи Всевышнего Аллаха, мы постараемся представить сведения в сокращенной форме.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф