Самым важным, что сделано в Исламе для сохранения здоровья, является предписание запретности – объявление харамом – всего того, что причиняет вред здоровью. К настоящему времени, невзирая на большие успехи в сфере здравоохранения, ни одна религия не смогла сделать чего-либо действенного в этой сфере, то есть четко указать на запретность всего вредного для здоровья, как это сделал Ислам.
В Исламе же этот вопрос был решен уже тысячу пятьсот лет назад.
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, шайтан желает вселить между вами вражду и ненависть хамром и майсиром и отгородить вас от поминания Аллаха и намаза. Так теперь-то вы – прекращающие?! И повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь Посланнику, и будьте осторожны! Если же отвернетесь, то знайте, что поистине, на Нашем посланнике – лишь ясное доведение» (Сура «Маида», аяты 91–92).
В этом аяте утверждается, что по причине хамра и азартных игр между людьми может возникнуть вражда и ненависть друг к другу.
Есть множество сведений о наносимом хамром вреде личности, семье, обществу и всему человечеству. Об этой истине знают и мусульмане, и неверные, и безбожники, даже сами пьяницы и алкоголики.
В хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом и другими мухаддисами, говорится следующее:
«Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили о Тибиъ. Это – набийз из меда. Так он сказал:
«Всякое пьянящее является харамом».
В древности люди смешивали мед с водой и выдерживали некоторое время, чтобы получился приятный на вкус набийз. По-видимому, были случаи, когда при изготовлении набийза время выдержки превышалось и тогда медовый набийз превращался в хамр. Поэтому у некоторых людей и возникал такой вопрос: «Можно ли пить медовый набийз?». Когда об этом спросили Пророка саллаллаху алайхи васаллам, он дал ответ, могущий стать всеобщим правилом:
«Всякое пьянящее является харамом».
Каждый мусульманин должен как следует усвоить это правило и следовать ему. Значение имеет не название напитка, не то, в какой посуде он хранится, или другие его характеристики, а только его свойство пьянить или отсутствие такового. Каждый пьянящий напиток является харамом.
Ибо пьянящие вещества причиняют много вреда их употребляющим. В том числе наносят урон здоровью.
В хадисе, переданном имамом Муслимом, Абу Давудом и имамом Тирмизи от Торика ал-Жуъфи радияллаху анху, сказано так:
«Когда он спросил у Пророка саллалаху алайхи васаллам о хамре, он саллаллаху алайхи васаллам отвратил от его употребления или ему не понравилось, что тот готовит его. Тогда Торик ал-Жуъфи радияллаху анху сказал:
– Я готовлю его (хамр) в лечебных целях.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Он – не лекарство. Он – недуг».
Оказывается, сахаби Торик ал-Жуъфи радияллаху анху занимался приготовлением хамра. После того как утвердилось предписание о запрещенности хамра, все стало ясным. Харамом было объявлено также и занятие делами, связанными с хамром. Однако Торик ал-Жуъфи радияллаху анху все-таки спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам о дозволенности изготовлять хамр и продавать. Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил его от изготовления хамра. Но Торик ал-Жуъфи изготовлял хамр не для употребления ради опьянения, и поэтому он сказал:
«Я готовлю его в лечебных целях».
То есть в вопросе Торик ал-Жуъфи подразумевал, можно ли готовить хамр в лечебных целях? Именно такой вопрос очень часто встречается среди людей и по сей день. Были случаи, когда некоторые говорили: «Оказывается, можно употреблять хамр в небольшом количестве в лечебных целях». Самым же верным ответом на этот вопрос является ответ Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«Он – не лекарство. Он – недуг».
Следовательно, слова о допустимости употреблять хамр в небольшом количестве в лечебных целях абсолютно необоснованны. Если слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам о том, что хамр не является средством исцеления, означают, что его нельзя употреблять в качестве лекарства, то слова о том, что хамр – это недуг, оказались научным чудом. Научные опыты подтвердили, что и большое количество, и малость хамра, употребленного как в целях опьянения, так и в качестве лекарства, содержат недуг, то есть порождают его.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Всякое пьянящее является харамом. Всякий хамр является харамом».
Поэтому все пьянящее, будь то напиток, будь то курево, вдыхаемое оно или принимаемое посредством иглы, – все это является харамом. И одной из основных причин предписания всего этого харамом является его вредоносность для здоровья.