Там, где есть медицина, разумеется, есть и фармакология. По мере развития медицины, развивается и фармакология. Потому как они тесно связаны между собой. Когда мусульмане, крепко схватившись за свою религию, соблюдая ее указания, достигли таких вершин в науке, которых никто до этого не мог достичь, и когда совершали немыслимые открытия в сфере медицины, они достигли таких же успехов и в области фармакологии.
В этой сфере все народы стали учениками мусульман, пользовались их открытиями. Они даже позаимствовали в свои языки некоторые термины.
Одним из главных терминов фармакологии является слово «аптека». Мы, мусульмане, иногда воздерживаемся от употребления этого слова, полагая, что это иностранное слово. Однако если спросить о значении этого слова у иностранцев, те из них, кто знает, отвечают, что оно происходит от несколько искаженного арабского «абу текка». Дословно «абу текка» означает «лавка, где продаются разные вещи».
Раньше лекарства и снадобья продавались в лавках, подобных парфюмерным, в которых торговали всякой мелочью.
Позднее, когда усердиями мусульман фармакология достигла своего развития, аптеки стали отдельными самостоятельными учреждениями по приготовлению, отпуску лекарств и других медицинских товаров.
Именно иностранцы запада признали, что мусульмане являются основоположниками науки фармакология и профессии фармацевта.
Мусульмане первыми наладили приготовление комбинированных лекарственных средств порционным смешиванием различных веществ химическим путем.
Мусульманские фармакологи улучшили способы приготовления лекарств. Они первыми догадались изготавливать лекарственные препараты подслащенными, то есть добавлять в них сладости, а также придумали производить лекарства в жидком виде, чтобы облегчить их прием. Они называли такие лекарства шарабом (досл. «питье», «напиток»). Представители Запада с некоторым искажением в транслитерации этот вид препарата называют «сиропом».
Основоположником науки фармакология является ученый Сабир ибн Сахл, умерший в 560 году хиджры.
Основателями первого учебного заведения по фармакологии также являются мусульмане.
Первыми открывателями аптек также были мусульмане. Первая в мире полноценная аптека была открыта в городе Багдаде. При этом отметим, что первая аптека в Европе была открыта спустя пятьсот лет.
Мусульмане составили самые знаменитые книги по фармакологии. Одной из самых известных среди них является книга «Сайдана» нашего великого соотечественника Абу Райхана Бируни. Также в ряду известных всему миру книг в этой области можем упомянуть книгу ар-Рази «ал-Хави», Ибн ал-Байтара «ал-Джамиъ ли муфрадатил адвия вал агзия», Давуда ал-Антоки «Тазкира», Бируни «Китабул Акакийр» и другие.
Мусульмане также были первыми в мире в превращении фармацевтики в профессию. В каждом городе были общества фармацевтов и у них были председатели.
Мусульмане первыми ввели в обращение выдачу больным письменной медицинской записки (рецепта) на бумаге для приобретения нужных лекарств. Врачи указывали в такой медицинской записке диагноз больного и необходимые лекарства для лечения болезни. Фармацевты по этой бумаге выдавали лекарства, если же у них не было готовых препаратов, то приготавливали.
Мусульмане первыми в мире внедрили аттестацию фармацевтов и выдачу им свидетельства, а также стали вносить их имена в объединенный общий список фармацевтов. Вместе с тем, они запретили фармацевтам вмешиваться в дела врачевателей, а врачам запретили открывать частные аптеки.
К тому же мусульмане первыми в мире разработали положение по регулярной проверке лекарств. Они установили цены на лекарства. Запретили аптекарям продавать яды. Мухтасибы (контролеры) каждого района с еженедельной периодичностью проводили ревизии аптек. Для предупреждения обмана больных и их обвешивания, мухтасиб часто ходил вместе с полицейским стражником.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф "Хадисы и жизнь", том 18, "Исцеление и рукйа"