1446 год 21 Джумадаул аввал | 2024 год 22 ноябрь, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Сийра

Думы о мавлиде. Как нужно проводить обряд мавлида?

04:54 / 06.01.2017 7594 Режим чтения + -


Как нужно проводить обряд мавлида?

Как известно, в средние века в исламском мире тасаввуф занимал значимое место. Во главе обрядов мавлида чаще всего стояли улемы-суфии. На мавлидах в основном собирались люди, чьи сердца переполнялись любовью к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и горящие желанием вспоминать его. Посредством этого обряда они выражали свою привязанность к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и тоску по нему, удовлетворяя пусть даже самую малость свою жажду. По этой причине обряды мавлида проводились не в качестве чисто научного собрания, а с целью отметить особым способом рождение Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, довести до совершенства, облагородить свою любовь к нему и таким образом донести сведения о его личности до большинства, призвать соблюдению его сунны и научить умму беззаветно любить своего Пророка. На обрядах мавлида главным образом выражались радость и восторг по отношению к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, с таким же окрасом декларировались стихи, произносились наставления.

Мавлид изначально был введен в целях выражения радости по поводу рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, проведения этих дней в ликовании. Если изучить нашу недавнюю историю, то в мероприятиях мавлида явно чувствуются именно эти настроения и состояние. При изучении отношения, существовавшего в середине прошлого века среди нашего народа к мавлиду, можно увидеть, что у нас чтение и заказы на чтение мавлида не были широко распространенной практикой. Книги мавлида в основном читались на специальных собраниях, посвященных мавлиду, а тех, кто читал мавлид, было очень мало. Наш отец кари Яхйахан рахматуллахи алайхи говорил, что наш дед кари Бакийбиллах рахматуллахи алайхи был одним из малочисленных людей, которые могли по памяти прочитать мавлид. Несмотря на то, что в то время в Андижане были сотни больших мастеров чтения Куръана, крупных улемов, среди них было очень мало тех, кто читал мавлид. Однако мероприятия мавлида того времени отражали истинную цель мавлида. Пусть и немного, но были хороши. В те времена было много людей, знающих арабский язык, и мавлид читался в основном среди тех, кто обладал знаниями. Несмотря на это, как утверждает старшее поколение почитателей, на тех мероприятиях мавлида улемы рассказывали о значениях мавлида, делились сведениями о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Такие собрания облагораживались слезами радости и тоски, гудели под стоны и вздохи восторга от любимейшего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Именно поэтому те из наших стариков, кто присутствовал на подобных собраниях, говорили, что не получают удовлетворения от мероприятий мавлида последующих времен. Потому что хотя в последние годы мавлид широко распространился и стал популярным, внимание к его целям снизилось, а ценность уменьшилась. Под чтением мавлида стали понимать только выразительное чтение книги мавлида. И даже среди некоторых простых людей стало появляться понятие, что мавлид это нечто похожее на Куръан. Многие из них перестали различать мавлид и Куръан. Когда у иных спрашиваешь «Что такое мавлид?», они отвечают «Как его, ну там же есть такое место, когда в промежутке нужно встать?». Мавлид превратился в обряд вознесения молитв с просьбами об избавлении от бед и неприятностей, об удаче в делах. Поэтому и на свадьбах, и на поминках, и после свадьбы, и после поминок стали читать мавлид.

Конечно, можно сказать, что соединение радостных событий с радостью мавлида Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам может стать двойным праздником. Действительно, мы каждый миг испытываем нужду в изучении личности Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Но у всего есть свое время и свое место. Обряд мавлида должен отличаться от обычной беседы. Здесь все должны быть в приподнятом настроении и выражать радость. Основой его должно быть поминание Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В особенности, ни в какие нормы не вписывается чтение мавлида на мероприятиях, устраеваемых по поводу смерти. Это словно объединять свадьбу с похоронами.

В результате подобных неправильных отношений к мавлиду почти исчезла практика проведения мавлида в истинном значении. Люди стали ограничиваться чтением мавлида только на свадьбах и похоронах. Было забыто о подготовке угощений в честь мавлида Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В действительности же, мавлид должен проводиться под влиянием интереса к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в качестве выражения любви к нему, в целях распространения сведений о его личности, вот тогда будет достигнута изначальная цель.

Крупные улемы Андижана, которые жили в прошлом веке, в том числе, Абдулмаджид кадий, Аминджан Махсум, Хабибуллах хаджи, кари Мухаммад Мубин проводили такие специальные мероприятия у себя дома, где читали мавлид. Дед Хабибуллах хаджи рахматуллахи алайхи каждый год в месяц Рабиул аввал собирал религиозных ученых и чтецов Куръана в городе и организовывал обряд мавлида. В дань уважения к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам он раздавал пришедшим подарки и новую одежду. В дни мавлида он собирал всех своих детей и внуков, рассказывал им о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, читал им вслух мавлид, цитировал Куръан и возносил прекрасные молитвы. Когда он вспоминал Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, с его глаз стекали слезы и всем своим существом благословлял его. И хотя мы были очень юными, мы ощущали восторг и ликование на этих мероприятиях мавлида.

Здесь кто-то может возразить, говоря: «Мы заказываем чтение мавлида на своих свадьбах и поминках в качестве священного обряда, а не с целью отметить рождение Посланника Аллаха саллаллазу алайхи васаллам». Хорошо, наверное можно просить изобилия посредством изучения личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и благословляя его. Однако для этого одного лишь чтения мавлида на арабском будет недостаточно, необходимо уметь понимать смысл мавлида. Вместе с тем, неуместно специально читать мавлид, чтобы просить об изобилии, в качестве священнодействия. Потому что в этом смысле достаточно самого лишь чтения Куръана, даже предпочтительнее, в чем нет сомнения. На каком мероприятии и что надо делать, какую молитву нужно возносить, все это указано в сунне. Тот, кто действительно любит Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, прежде всего должен выполнять именно эту сунну. Если во время какого-либо мероприятия понадобится поговорить о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то из его жизни следует рассказывать сведения, которые относятся к причине данного мероприятия, к примеру, выражение соболезнований, участие на поминках и другие подобные случаи, связанные со смертью. Кроме того, мавлид своим названием означает рождение, он возник именно в целях празднования рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. И наши предки, которые ввели проведение обрядов мавлида, начинали свое дело именно с этой целью. А самый большой довод в пользу проведения подтверждает именно эту цель. Улемы, которые считают дозволенным проведение мавлида, говорят: «Все признают, что можно благодарить за дарованное благо, выражать радость по поводу какого-либо блага. Разве существует для человечества более великое благо, чем рождение Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?!». Они ввели проведение мавлида не просто как священный обряд, а чтобы познакомить умму с Пророком, в качестве благодарности за его приход в этот мир.

Как бы то ни было, мавлид считается мероприятием, которое нужно проводить в радостном и веселом настроении. Для каждой одежки есть свой покрой. Читать восхваляющие стихи, мавлид и поэмы во время траурных обрядов, это совершенно нелогично. Этого никак нельзя оправдать. Никто не имеет права уничтожать, сравнивать с землей такое прекрасное мероприятие, учрежденное нашими предками в благих намерениях и благообразным способом, только ради прихотей каких-то невежественных людей или из-за каких-либо других соображений. Мы все должны хорошенько понять это.

Следует особо подчеркнуть, что обряды мавлида должны быть мероприятиями, посвященными изучению сийры, то есть сведений о личности и жизнеописании Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это должно стать фактором совершенствования веры и любви, восторга и радости в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Должно стать отправной точкой для применения в жизни его сунны. Для этого же, мероприятия мавлида необходимо проводить на должном уровне. Нужно также пояснять смысл озвучиваемых текстов мавлидов и нашидов. Говоря по совести, если бы на мероприятиях мавлида, проведенных до сегодняшнего дня среди нашего народа рассказывали хотя бы по одному преданию из жизнеописания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, если хотя бы пересказывали перевод прочитанного мавлида, то от проведенных мавлидов можно было бы получить пользу, несравнимо большую, чем нынешняя ситуация.

Вместе с тем, целесообразно не ограничиваться одной лишь касидой (поэмой), а следует читать также и стихи, с любовью посвященные Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, делиться их смыслом. Если каждый народ станет также читать касиды, написанные на своем родном языке, это будет еще лучше.

К сожалению, в некоторых местах мероприятия мавлида в дополнение к вышеперечисленным неудобствам «обогащены» также различными разногласиями и спорами. Кто-то утверждает, что какое-нибудь слово в мавлиде нужно читать через замму (то есть с гласной «у»), а другой спорит с утверждениями что его надо читать через фатху (то есть с гласной «а»). Когда кто-то продолжает сидеть, не вставая во время махалли кийама, другой обвиняет его в лицемерии, неуважении и сектантстве. Находятся даже такие, кто готов в достаточной мере спорить о том, что нужно читать, когда встают во время махалли кийама. В действительности же, ничто из этого не служит истинной цели мавлида. Наоборот, умаляет его значение, уничижает его значимость, превращая в мероприятие, где вреда больше чем пользы.

 

Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид, Рабиул аввал, 1435 год хиджры

 Перевел Фаррух


Автор
islam.uz
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Ибн Аббас радияллаху анху рассказывал .Пророк саллаллаху алайхи васаллам пил воду Замзам стоя,.Абдуллах ибн Амр радияллаху анху рассказывал .Я видел, как читать полностью

1999 09:30 / 28.04.2020
Умар ибн алХаттаб радияллаху анху рассказывал .Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам говорилndash Не восхваляйте меня в чрезмерной степени, как христиане читать полностью

1954 12:00 / 15.10.2020
Абу Айюб альАнсари радияллаху анху рассказывал .Однажды мы были рядом с Пророком саллаллаху алайхи ва саллам. Принесли пищу. Я не видел такой пищи, которая бы читать полностью

2852 09:30 / 12.03.2020
Абу аль`Аля ибн Умайр передал quotЯ был у Катады ибн Мильхана, когда он находился при смерти. В этот момент какойто человек проходил в дальней части дома, и я увидел читать полностью

1975 16:00 / 01.09.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью