Особое внимание в Исламе уделяется вопросу милостыни, чему посвящено немало аятов и хадисов.
Аллах, Превелик Он и Преславен, в суре «Мунафикун» сказал:
«И расходуйте из того, чем Мы вас наделили до того, как придет к одному из вас смерть и он скажет: «Господи, если бы Ты отсрочил меня до близкого срока, то я давал бы милостыню и был бы из праведных!» (аят 10).
Если человек, будучи в силе и достатке, даже не вспоминает о милостыне, то нет ему пользы в том, что перед смертью он вспомнит о ней и начинает умолять Аллаха: «Дай мне еще время, чтобы я смог раздать милостыню и стать одним из праведных». Чтобы стать праведным, нужно раздавать милостыню всегда, а особенно – когда есть силы и возможности для этого. Тогда и ангел смерти будет встречен без всякого страха и сожаления.
Из тех даров, что дает нам Всевышний, пожертвования нужно делать своевременно, ибо потом может оказаться поздно.
Передается от Абу Мусы радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«На каждом мусульманине – милостыня».
Тогда сказали: «О Пророк Аллаха, а кто не нашел?».
Он сказал:
«Заработает своими руками, и воспользуется сам и даст милостыню».
Тогда сказали: «А если не нашел?».
Он сказал:
«Поможет нуждающемуся, бедствующему».
Сказали: «А если не нашел?».
Он сказал:
«Пусть совершает одобряемое и воздержится от зла, и поистине, это для него – милостыня».
Передал Бухари.
Этот хадис утверждает обязанность каждого мусульманина давать милостыню, независимо от того, каково его социальное положение.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, милостыня непременно смягчает гнев Господа и отразит плохую смерть».
Передал Тирмизи.
В этом хадисе говорится о двух благах, которые милостыня приносит тому, кто ее дает.
Первое – это смягчение гнева Аллаха, хвала Ему, Всевышнему. Если человек даст основания, и Он разгневается на него, ничто не остановит этот гнев, кроме добродетелей человека. И милостыня относится к таким добродетелям. Если Аллах разгневается каким-либо проступком Своих созданий, то только благодаря оказанной ими милости другим людям, Он может сдержать свой гнев по отношению к ним. Поэтому необходимо давать милостыню.
Второе – спасение от плохой смерти.
Милостыня спасает от смерти в позоре и греховном состоянии. Это тоже одно из самых важных достоинств милостыни – кто не хочет умирать плохой смертью, пусть дает милостыню.
Естественно, что после ниспослания данной истины люди начинают усердствовать в раздаче пожертвований, и в этом можно также дойти до чрезмерности. Поэтому шариат призывает к васатыйе, то есть, к умеренности в добровольной раздаче милостыни.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Исра» сказал:
«И давай родственнику должное (причитающееся) ему, и бедняку, и обездоленному путнику и не расточай расточительно. Поистине, расточители – братья шайтанов, а шайтан своему Господу не благодарен» (аяты 26, 27).
В этих аятах Священный Куръан говорит о том, что между родственниками также существуют определенные обязательства. Имеющий возможности и достаток человек имеет обязательства перед немощными и нуждающимися в помощи родственниками. Это обязательство дано им Аллахом.
Помогая своему родственнику, богатый человек делает это не для демонстрации своей щедрости, а во исполнение воли Аллаха, исполнения определенного Аллахом обязательства. В то же время, нуждающийся человек, получая что-либо от своего богатого родственника, не унижается перед ним, а осознает, что берет определенную ему Аллахом долю и держится вполне свободно. Помимо этого:
«и бедняку, и обездоленному путнику».
«Бедняк» (мискин) – это бедный человек, имеющий материальные затруднения в существовании.
«Обездоленный путник» – это человек, возможно и имеющий достаток у себя на родине, но оказавшийся в затруднительном положении в пути или в месте временного пребывания.
Эта категория людей также имеет право на определенную Аллахом долю имущества богатых мусульман. Наряду с тем, что Священный Куръан требует от богатых людей выделять из своего имущества долю для родителей, родственников, бедняков и путников, но он же и предостерегает:
«…и не расточай расточительно».
Расточительствующие не понимают истинную цену блага и потому не благодарны за него Творцу всех благ. Если бы они были благодарны, они бы не расточительствовали и расходовали бы только в угоду Всевышнему.
Расточительствующие, будучи неблагодарными, расходуют данные им блага на ненужное, запретное, грешное и плохое. В этом отношении они становятся приближенными к шайтану, который является самым неблагодарным существом. Поистине, нет сомнения в том, что приближенных к шайтану расточителей, как и самого проклятого сатану, ожидают беды и напасти.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Женщине воздастся за умеренное (без расточительства) расходование имеющейся в доме еды. Ее мужу воздастся за то, что он приобрел. И казначею воздастся также. Никто нисколько не уменьшит воздаяния других».
Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи.
Если женщина разумно рассчитывает и экономно использует имеющуюся в доме пищу, то ей соответственно воздастся за это. Обязательным условием при этом является отсутствие расточительства, поскольку оно присуще женской натуре. Женщины часто либо чрезмерно скупятся, либо расходуют чрезмерно. Праведным же мусульманкам следует быть умеренными и хозяйствовать без расточительства.