Как известно, без Куръана нет и Ислама, и веры. В Куръане нам дано достоверное, истинное знание о том, во что и как нужно верить, чему и как нужно следовать.
Куръан – это Божественное руководство, ключ к счастью в обоих мирах. Куръан ниспослан Аллахом для чтения, изучения и следования ему. За чтение Куръана обещано великое воздаяние.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«И кто пойдет по пути и ищет в нем знание, облегчит Аллах этим ему путь к Раю. И где бы не собрались люди, в одном из домов Аллаха, и читают Книгу Аллаха и изучают ее между собой, несомненно, снизойдет благодать (сакина), и окутает их милость, и окружат их ангелы, и упоминает Аллах их в числе тех, кто у Него».
Передали Муслим и Абу Давуд.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам называет несколько праведных деяний, за совершение которых мусульманина ждет награда его Господа.
Под упоминаемыми в хадисах «домами Аллаха» подразумеваются мечети. Соответственно, люди, собирающиеся в мечетях, читающие и изучающие книгу Аллаха – Священный Куръан, достигают степени людей, упоминаемой в этом хадисе.
В этом хадисе им обещаны четыре высокие степени:
«…несомненно, снизойдет благодать (сакина)».
Слово «сакина» происходит от слова «спокойствие» и означает душевную безмятежность, всестороннюю уверенность и спокойствие.
Следовательно, люди, собирающиеся в мечети, читающие и изучающие Священный Куръан, достигают душевной безмятежности, спокойствия и уверенности во всем.
Ценность и блага Священного Куръана украшают их жизнь.
«…окутает их милость».
Тех людей, которые в мечети читают Куръан, изучают его смысл и указания, окутывает милость Аллаха. Что может быть лучше для праведных мусульман, чем милость Аллаха!
«…окружат их ангелы».
Тех людей, которые в мечети читают и изучают Куръан, из уважения к Куръану окружают ангелы. Это единственная категория людей на земле, которых с почтением окружают ангелы. Ни для одной общины мусульман не может быть более высокого уровня!
«…упоминает Аллах их в числе тех, кто у Него».
«Приближенные к Аллаху» – это те, кто достиг высочайшего уровня – «Малаул аъла». Это самый высокий уровень. Людей, которые собираются, читают и изучают Куръан, Аллах, Пречист Он, Всевышний, обещает упоминать вместе с теми, кто находится на этом высочайшем уровне.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Будет сказано чтецу Куръана: читай и поднимайся. И читай так же выразительно, как читал в этом мире. И поистине, твоя ступень у последнего аята, что читаешь».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Описываемое в этом хадисе произойдет в Судный день, в Раю. Человек, читавший Куръан на этом свете, попал в Рай. Теперь предстоит определение ему соответствующего положения в нем. Вот тогда ему будет сказано:
«Будет сказано чтецу Куръана: читай и поднимайся». Ответственные за происходящее в Раю ангелы покажут ему ступени уровней Рая и скажут: читай и поднимайся.
«И читай так же выразительно, как читал в этом мире. И поистине, твоя ступень у последнего аята, что читаешь».
Выразительное чтение Священного Куръана означает читать не спеша, раздельно. Значит, чтец Куръана поднимается по ступеням вверх так же, как он читал Куръан при жизни. Если выучил весь Священный Куръан, то он поднимется на самый высокий уровень. Если он читал Куръан меньше, то и уровень, которого он достигнет, будет ниже. Тем самым, его место будет на том уровне, до которого он дойдет, прочитав последний аят.
Передается от Абу Умама радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Не прислушивается Аллах к рабу лучше, чем когда он совершает два ракъата намаза. И поистине, благочестие снисходит над головой раба, пока он в своем намазе. И никогда не бывают рабы так близки к Аллаху, когда вышли из него, то есть из Куръана».
Передал Ахмад ибн Ханбал.
В этом хадисе говорится об обстоятельствах, при которых раб Божий приближен к Аллаху, в частности, при чтении Куръана.
«И никогда не бывают рабы так близки к Аллаху, когда вышли из него, то есть из Куръана».
Это означает, что «раб Божий не может достигнуть наивысшей степени приближенности к Аллаху, Превелик Он и Преславен, никаким иным способом, кроме как после полного прочтения всего Куръана».
Из этого следует, что каждый человек, считающий себя правоверным, должен прикладывать все возможности и усилия к тому, чтобы больше читать Священный Куръан. Однако и здесь присутствует правило васатыйи. Аллах, Пречист Он, Всевышний, ослабляет Свое прежнее предписание всю ночь читать Куръан в намазе.
В суре «Муззаммил» Всевышний сказал:
«Поистине, Господь твой знает, что поистине, ты простаиваешь меньше чем две трети ночи, и половину ее и треть, и часть из тех, кто с тобой. И Аллах размеряет ночь и день. Знает Он, что никогда не сочтете (сможете вынести) это и вернул вам (облегчение). Читайте же, что доступно вам из Куръана. Знал Он, что непременно будут из вас больные и другие, кто ходит по земле, стремясь к благоволению Аллаха, и другие, кто сражается на пути Аллаха. Читайте же, что доступно вам из него...» (аят 20).
В этом аяте Всевышний отменил введенное ранее обязательство выстаивать всю ночь в чтении Куръана. Помимо обязательного ночного намаза все остальные поклонения объявлены добровольными. В аяте также говорится о том, почему отменено предыдущее указание.
В начале этого священного аята было сказано о том, что Пророку саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижникам предписана обязанность проводить определенную часть ночи в поклонении Аллаху.
«Поистине, Господь твой знает, что поистине, ты простаиваешь меньше чем две трети ночи, и половину ее и треть, и часть из тех, кто с тобой».
Им было предписано бодрствовать не менее одной трети, но не более двух третей ночи. Ночное совершение такого служения Аллаху, как поминание (зикр), намаз, чтение Куръана, укрепляет организм и очищает душу мусульманина, помогает ему преодолевать любые трудности, оберегает от разврата и порочных влечений.
Поэтому Аллах, Пречист Он, Всевышний, на начальной стадии предписывал более тяжелые средства для решительного отрыва Своих созданий от расхлябанности предшествующего образа жизни и для их духовной, моральной и физической подготовки к полной покорности Аллаху. Но полная покорность Аллаху – не только в преодолении расхлябанности и халатности, но и в недопущении чрезмерности, которая препятствует исполнению других служений Аллаху, и это следующий этап.
«И Аллах размеряет ночь и день. Знает Он, что никогда не сочтете (сможете вынести) это и вернул вам (облегчение). Читайте же, что доступно вам из Куръана».
Сначала вам был предписан столь долгий намаз ночью для того, чтобы укрепить (закалить) вас. Теперь же, зная, что для вас трудно это выполнить, совмещая с другими видами поклонения Аллаху, Он сделал вам облегчение. Теперь выстаивание определенной части ночи в совершении намаза стало не обязательным, а добровольным. Читайте Куръан столько, сколько сможете.
«Знал Он, что непременно будут из вас больные и другие, кто ходит по земле, стремясь к благоволению Аллаха, и другие, кто сражается на пути Аллаха. Читайте же, что доступно вам из него».
В продолжении аята говорится о трех причинах изменения значимости указания о выстаивании определенной части ночи с обязательного до добровольного: болезнь, усердие на пути Аллаха и странствие по миру в поисках благ Аллаха.
Людям этих трех категорий трудно выстаивать ночи и совершать богослужения. Аллах же не желает трудностей для Своих рабов.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам также предостерегает от чрезмерности в чтении Священного Куръана.
Передается от Абдуллаха ибн Амра:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал мне:
«Читай Куръан (полностью) в течение месяца».
Я сказал: «Поистине, я нахожу силу».
В конце концов он сказал:
«Читай его за семь дней, не более».
Передал Бухари.
В этом хадисе говорится о минимальном сроке, в течение которого нужно прочитать Священный Куръан полностью («хатмул Куръан»).
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам посоветовал Абдуллаху ибн Амру совершать хатм Священного Куръана в течение месяца. Однако Абдуллах ибн Амр сказал, что может делать это в более короткий период и попросил сократить данный срок. После того, как это повторялось несколько раз,
«В конце концов он сказал:
«Читай его за семь дней, не более».
Таким образом, правоверному мусульманину рекомендуется совершать хатм Священного Куръана в течение месяца. Ибо при спешке могут быть допущены ошибки в произношении букв и в правилах таджвида (установленные правила чтения Куръана, нарушение которых ведет к искажению смысла).
Те, кто имеют возможность совершать хатм в меньший срок, могут совершать его за семь дней.
Также передается от Абдуллаха ибн Амра:
«Я спросил: «О Посланник Аллаха, в какой срок мне читать Куръан?».
Он ответил: «Совершай хатм в течение месяца».
Я сказал: «Поистине, я способен и на лучшее, чем это».
Он ответил: «Совершай хатм в течение двадцати дней».
Я сказал: «Поистине, я способен и на лучшее, чем это».
Он ответил: «Совершай хатм в течение пятнадцати дней».
Я сказал: «Поистине, я способен и на лучшее, чем это».
Он ответил: «Совершай хатм в течение десяти дней».
Я сказал: «Поистине, я способен и на лучшее, чем это».
Он ответил: «Совершай хатм в течение пяти дней».
Я сказал: «Поистине, я способен и на лучшее, чем это».
На меньший срок Он не дал мне разрешения».
Также передается от Абдуллаха ибн Амра:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Тот, кто прочел (весь) Куръан менее, чем за три дня – не понял».
Оба хадиса передали Абу Давуд и Тирмизи.
Наиболее предпочтительный срок совершения хатма Священного Куръана – семь дней. Пять или три дня являются исключением из правила, которые допускаются только с учетом индивидуальных способностей чтеца.
При любых способностях чтеца совершение хатма Священного Куръана в срок менее трех дней не разрешается. Ученые ханафитского мазхаба твердо придерживаются этой позиции.