كتاب الصيام
КНИГА О ПОСТЕ
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
О ДОСТОИНСТВАХ ПОСТА (4)
(продолжение)
1200. Передается от Хузайфы радияллаху анху:
«Умар сказал:
— Кто помнит наизусть хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам о фитне (смуте)?
Хузайфа сказал:
— Я слышал, как он говорил: “Фитну человека в его семье, имуществе и соседе смывает намаз, пост и милостыня”.
(Умар) сказал:
— Я спрашиваю не об этом. А спрашиваю о той (фитне), что бушует как бушует море.
(Хузайфа) сказал:
— Поистине, перед ней существуют запертые врата.
(Умар) сказал:
— Они откроются или взломаются?
(Хузайфа) сказал:
— Взломаются.
(Умар) сказал:
— В таком случае они не закроются вплоть до Судного дня.
Мы сказали Масруку:
— Спроси его, знал ли Умар, кто те врата?
Он спросил его. Тот (Хузайфа) ответил:
— Да. Подобно тому как знал, что утру предшествует ночь».
Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Слово фитна в переводе означает «испытание», а также «лихо», «смута». Пророк саллаллаху алайхи васаллам изрек несколько хадисов о том, что в будущем среди мусульман будут возникать фитны и приведут к войнам, конфликтам и неприятностям. Почтенный Умар тоже ведал об этом. В то же время, он боялся, что фитна случится в его время и он окажется втянут в нее. И поэтому выяснял у людей, хорошо знавших данный хадис о фитне. Однажды состоялся разговор, упомянутый в этом риваяте.
«Умар сказал:
— Кто помнит наизусть хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам о фитне (смуте)?»
В ответ этот вопрос Умара радияллаху анху Хузайфа радияллаху анху сказал:
«Я слышал, как он говорил: “Фитну человека в его семье, имуществе и соседе смывает намаз, пост и милостыня”».
Очевидно, Хузайфа радияллаху анху фитну понял в смысле малой фитна, в значении испытания и допущения изъянов в поклонениях, отвлекшись на всякие мелочи. Именно поэтому он рассказал хадис о том, что грехи, совершенные из-за имущества, семьи и соседей смывают намазы, пост и милостыня. Именно с по этой причине и рассматривается этот хадис в этом разделе. А чтобы пост смыл грехи, совершенные вследствие фитны в семье, имуществе и соседях,необходимо соблюдать его искренне (с ихласом).
В продолжении хадиса становится ясно, что почтенный Умар спрашивал не об этой, а о большой фитне, о фитне противоречий, разногласий, стычек и сражений, которые возникнут между мусульманами.
Поэтому он после слов Хузайфы радияллаху анху, сказал:
«Я спрашиваю не об этом. А спрашиваю о той (фитне), что бушует как бушует море».
Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил, что поднявшаяся среди мусульман фитна будет бушевать подобно бушующему морю. Почтенный Умар напомнил Хузайфе радияллаху анху именно это описание. Хузайфа радияллаху анху также хорошо знал и этот хадис. И он понл, почему почтенный Умар спрашивает о той фитне. Поэтому, успокаивая Умара, он сказал:
«Поистине, перед ней существуют запертые врата».
Тем самым он хотел сказать, «О Умар, не бойся быть вовлеченным в ту фитну, что бушует подобно бушующему морю, между ней и тобой есть «запертые врата». О том, кто олицетворяют эти врата, мы можем узнать из фразы в продолжении хадиса:
«…знал ли Умар, кто те врата?»
По этой самой причине почтенный Умар задал вопрос Хузайфе радияллаху анху: «Они откроются или взломаются?», подразумевая,умрет тот человек, кто представляет собой запертые перед фитной врата, сам или же будет убит кем-то.
На этот вопрос Хузайфа радияллаху анху ответил: «Взломаются». Человек, кто служит вратами перед фитной, будет убит.
Почтенный Умар уразумел и сказал:
«В таком случае они не закроются вплоть до Судного дня».
В дествительности так и случилось. При почтенном Умаре не возникло ни одной фитны. После него халифом стал почтенный Усман радияллаху анху. К концу его халифства возникла смута. Смутьяны убили халифа и потому среди мусульман разбушевалась фитна подобно бушующему морю. Была пролита кровь множества великих сподвижников, достославных мусульман. Появились различные течения, группы. Результат той фитны до сих пор наносит вред Исламу, мусульманам. Мусульмане за тысячу пятсот лет своей истории никогда не терпели поражения от внешнего врага. Всегда побеждались из-за фитны, возникавшей внутри них самих.
Люди, услышавшие этот хадис от Хузайфы радияллаху анху подумали, а знал ли почтенный Умар о том, кем является тот человек, служивший вратами перед фитной и потому предложили одному из известных табиъинов Масруку радияллаху анху спросить об этом Хузайфу радияллаху анху. Они говорят об этом:
«Мы сказали Масруку: “Спроси его, знал ли Умар, кто те врата?”»
Масрук спросил об этом Хузайфу радияллаху анху. Хузайфа радияллаху анху, отвечая на этот вопрос, сказал:
«Да. Подобно тому как знал, что утру предшествует ночь».
Следовательно, зная сам и спрашивая повторно, почтенный Умар стремился проинформировать других тоже и еще раз привлечь внимание к этому вопросу.
.