Ярким примером этому может служить аят о хадже, который мы только что изучили. Вместе с тем, имеется множество и других примеров.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«Кто же застал из вас этот месяц (Рамадан), пусть постится в нем, а кто был болен или был в пути, то отсчет из других дней. Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения» (аят 185).
Каждый, кто в здравии достигнет месяца Рамадан, увидит в небе новолуние или услышит о его начале, пусть соблюдает пост. Это повеление всеобщее, но дабы у людей не возникло мысли о том, что пост является фардом абсолютно для всех, в аяте упоминаются те, для кого делается исключение из этого положения.
«...а кто был болен или был в пути, то отсчет из других дней».
А затем, чтобы увеличить любовь к обязательству блюсти пост, Аллах говорит:
«Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения».
Всегда желать людям облегчения и не оставлять их под тяжким бременем — главное и великое правило Ислама. Исламский шариат зиждется на облегчении и простоте.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, отправляя сподвижников — Муаза ибн Джабала и Абу Мусу ал-Ашъари радияллаху анхума в Йемен, сказал: «Говорите благовестящие слова, но не говорите пробуждающие ненависть. Облегчайте, но не отягощайте».
И в этом ибадате — соблюдении поста Всевышний Аллах напоминает, что придерживается пути облегчения. Если Аллах скажет, что соблюдать пост обязаны все, то Он имеет на это право, возразить никто не сможет. Однако Он — Милостивый. Он сказал, что больные и путники могут не держать пост в предписанное время, они могут поститься потом, когда смогут.
Также Он мог бы назначить срок не в один месяц, а сделать фардом два, три и даже более месяцев. Предписание фардом всего лишь одного месяца тоже облегчение.
Беспрекословное исполнение установленного Всевышним Аллахом ибадата — долг каждого человека. Никто не имеет права задавать вопросы, такие так «Зачем? Есть ли польза в этом? Если есть, то в чем это проявляется?» Однако, несмотря на это, порой для укрепления иймана, подтверждения чудотворности божественных предписаний, упоминаются некоторые сведения.
Даже ученые-медики другого вероисповедания, которые не знают о таких истинах, как Куръан, Ислам и пост, или же знают, но упрямо не признают, в течение своих долгих научных изысканий и опытов косвенно подтверждают, насколько полезны для жизни человека деяния, предписанные нашей религией. В частности, они пришли к заключению: чтобы человек был здоровым и крепким, ему следует добровольно голодать хотя бы один месяц в году.
А чтобы не лишились награды и саваба те, кто не смог поститься по уважительной причине, Всевышний Аллах внедрил возмещение пропущенного поста. Соблюдение поста является ибадатом, достойным возвеличивания Аллаха, выражения Ему благодарности.
عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ t قَالَ: كَانَتْ بِيبَوَاسِيرُ فَسَأَلْتُ النَّبِيَّ r عَنِ الصَّلَاةِ، فَقَالَ: «صَلِّقَائِمًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْفَعَلَى جَنْبٍ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.
Передается от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:
«Я страдал от геморроя и спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам о намазе. Он сказал:
— Совершай намаз стоя. Если ты не в состоянии [не способен], то — сидя, если не в состоянии [не способен] и на это, то — лежа на боку».
Передал Бухари.
Человеку, который не в состоянии совершать намаз стоя, разрешается совершать его сидя. Желательно сидеть на коленях, как сидят в намазе. Но если это невозможно, то он садится так, как может. В крайнем случае, он может совершать намаз лежа на боку.