ИМАМ НАСАИ
Имам, хафиз, шейхул ислам Ахмад ибн Шуъайб ибн Али ибн Синан ибн Бахр ибн Динар Абу Абдуллах Хорасани Насаи родился в 215 г.х. в городе Ниса Хорасана.
Он является одним из шести имамов-мухаддисов, чьи сборники хадисов признаны «Сахихом». Среди подлинных знатоков хадисов своего времени он считался имамом и наиболее передовым ученым. Когда ему исполнилось 15 лет, он отправился к Кутайбе ибн Саъиду ал-Балхи и обучался у него хадисам в течение одного года и двух месяцев.
В поисках знаний имам Насаи посетил такие регионы, как Хорасан, Египет, Ирак, Хиджаз и другие страны Аравийского полуострова. После этого он жил в Египте, на улочке, известной как книжный базар под названием Канадил. Хафизы хадисов специально посещали его, чтобы послушать хадисы. В то время ему не было равных.
Говоря о его качествах, Дара Кутни сказал: «Абу Абдуррахман был первым из упоминаемых в науке о хадисах». Ибн ал-Асир в книге «Джамиъул усул» пишет: «Насаи был в мазхабе Шафиъийа, его книга “О хадже” также составлена на основе этого мазхаба. Будучи богобоязненным и требовательным к себе, он постоянно соблюдал пост пророка Давуда».
Он своевременно определял достойных и недостойных передатчиков хадисов (разделял их на «джурх» — сомнительные и «таъдил» — справедливые). Поэтому его оценка очень значима для ученых.
Имамом Насаи написаны следующие книги: «ас-Сунанул кубра вас сугра», «Хасаису фии фадли Али ибн Абу Талиб ва àли байт», «Китабу зуафа вал матрукин», «Манасику Насаи», «Джамъу муснад Малик ибн Анас ва муснад Али ибн Абу Талиб».
Первоначально в книгу имама Насаи «ас-Сунанул кубра» также было включено много слабых хадисов. Затем он исключил их, оставив только хадисы сахих, и назвал эту книгу «Муджтабаъ». Она сохранилась до наших дней.
История написания книги «Муджтабаъ» такова: когда он написал «ас-Сунанул кубра» и представил ее эмиру Рамлы, эмир спросил: «Все ли хадисы в ней являются достоверными?» имам ответил: «Здесь есть и сахих, и хасан хадисы». Тогда эмир попросил отделить хадисы сахих. Поэтому имам Насаи отобрал из «ас-Сунанул кубра» достоверные хадисы и составил книгу под названием «Муджтабаъ» или «ас-Сунанус сугра».
Эта книга входит в число шести книг «Сахих». Впервые «ас-Сунанус сугра» была издана в 1256 году в Индии и была признана учеными-хадисоведами сборником, в котором меньше всего слабых хадисов и не заслуживающих доверия (маджрух) передатчиков. В этом плане данная книга сравнивается с хадисами Абу Давуда иТирмизи.
Помимо этого, хадисы в этой книге приводятся только единожды, почти не повторяются. Повторяются они только при особой необходимости, в исключительных случаях. В то же время в сборнике уделено внимание выведению положений фикха вместе с описанием причин.
К книгам имама Насаи написано много комментариев. Его учителями были Ахмад ибн Абдата аз-Забйи, Ахмад ибн Манийъ, Башир ибн Муаз ал-Акди, Хасан ибн Сабах, Мухаммад ибн Исмаил ибн Аббан ал-Балхи, Али ибн Хаджар, Амр ибн Зирарата ал-Калби, Ийса ибн Мухаммад ар-Рамли, Мухаммад ибн Хашим ал-Баълабакки, Исхак ибн Шахин, Кутайба ибн Саъид, Исхак ибн Ибрахим, Исхак ибн Мансур, Исхак ибн Муса ал-Ансари, Ибрахим ибн Саъид ал-Джавхари, Ибрахим ал-Джавджани, Ийса ибн Хаммад, Хишам ибн Аммар и другие.
От имама Насаи хадисы передавали Ахмад ибн Умайр ибн Джавса, Мухаммад ибн Джаъфар ибн Маллас, Абулкасим ибн Абул Акб, Абул Маймун ибн Рашид, Абу Али ат-Табарани, Абу Джаъфар ат-Тахави и другие.
Мухаммад ибн Муса ал-Маймуни говорил: «Я видел людей, которые не признавали имама Насаи, обвиняя его в том, что он обделил вниманием достоинства Абу Бакра и Умара ибн Хаттаба радияллаху анхума, написав книгу о достоинствах Алирадияллаху анху. Когда я рассказал об этом имаму Насаи, он сказал следующее: “Войдя в Дамаск и узнав об увеличении числа людей, отдалившихся от Алирадияллаху анху, я написал книгу «ал-Хасаис», в надежде, что Аллах наставит их на правильный путь”».
Если говорить о городе Ниса, где родился имам Насаи, то город назван так потому, что при завоевании Хорасана мужчины этого города сбежали. Не встретив в нем ни одного мужчины, мусульмане оставили его и пошли дальше. После этого город прозвали Ниса («Город женщин»). Он расположен на территории нынешнего Туркменистана. Помимо имама Насаи, отсюда также вышли такие видные ученые, как Абу Ахмад Хамид Зинджави ал-Азди.
Имам Насаи погиб шахидом (мучеником) в 303 г. х. в Мекке и был похоронен между возвышенностями Сафа и Марва.
* * *
Помимо вышеупомянутых пяти имамов Шейх Насиф также приводит хадисы из книг некоторых других, наиболее известных мухаддисов. Мы коротко изложим и их биографии.
* * *
.