Оглядываясь в недавнюю 70-летнюю историю общества, в котором мы жили, ужасаешься массовости одной из самых опасных социальных болезней – разнообразных культов личностей. Привычка к покорности, преклонению перед такими «великими гениями», как Сталин, Хрущев, Брежнев и прочими «малыми гениями» держала в тисках многие народы и души, в итоге превратившись в серьезное препятствие к продвижению общества вперед, к всеобщему мировому прогрессу. Между тем, Ислам вовсе отвергает преклонение перед кем бы то ни было, кроме Аллаха. Культ личности считается не просто грехом, а проявлением неверия в Аллаха. Немало людей унижаются перед кем-нибудь себе подобным, ставя его почему-то выше других, уверовав в наличие в нем каких-то особо отличительных качеств. А такой предмет незаслуженного поклонения, основой которого чаще всего являются как раз безнравственные качества: карьеризм, корысть, самоуверенный эгоизм, – в свою очередь, делает все возможное и невозможное, чтобы возвысить себя до уровня Бога. Например, пользуясь доверчивостью людей, изощряется в применении против них грубой силы, в устрашении, наглом обмане и т.д.
Такие мерзкие «божки» принесли человечеству неисчислимые бедствия, пока их не настигал в итоге, при жизни или после, заслуженный бесславный конец, включая падение в глазах людей… Одно из великих правил Священного Куръана – поклоняться только Аллаху и отказаться от преклонения перед любым человеком. В древности после смерти некоторых пророков и прославленных людей их соплеменники поклонялись им, считая усопших богами. Великий Куръан в суре «Àли Имран» разъясняет неправоту и опасность такой веры. Обычай поклоняться пророкам и праведным людям существует у всех народов. Сам Будда в свое время не объявлял себя божеством. Но его поклонники после его смерти объявили его «богом», установили его статуи. Ислам с большой осторожностью исправлял это нездоровое, порочное убеждение, ибо существовала угроза приравнивания пророков Ислама к божеству. Чистое вероубеждение Ислама считает Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам простым человеком, похожим на остальных. Но он был рабом и пророком Аллаха.
Всевышний ниспослал Пророку Ислама следующий аят с наказом передать его своим последователям:
«Скажи: “Не владею я для себя ни пользой, ни вредом, кроме как тем, что пожелает Аллах. Ведь если бы я знал сокровенное, непременно умножил бы добро, и не постигло бы меня зло. А я – лишь предостерегающий и благовестник для народа, что верует”» («Аъраф», 188).
В другом аяте говорится:
«Скажи: «Поистине, я – лишь человек, подобный вам; ниспосылается мне вахий о том, что поистине, Бог ваш – Бог Единый. Кто же надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведное деяние и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого» («Кахф», 110).
И следует напомнить, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам всегда и во всем соблюдал эту заповедь, оставался человеком скромным и сам пресекал все попытки вознесения себя над людьми.
Даже естественное уважение к честным и достойным людям, желание подражать их добрым делам, не должно перерастать ни в какие культы, порочащие как самого поклоняющегося, так и часто – сам предмет поклонения. Достойным поклонения был и останется лишь один Бог, ибо Он один совершенен и не подвержен людским страстям и заблуждениям. Только Он, вера в Него – мерило нашего достоинства, и ничто иное.
Мы лишь вкратце остановились на учении Ислама о личности и народе, что чрезвычайно важно в наших условиях и, особенно, в настоящее время.