Категория лиц, для кого совершение жертвоприношения не дозволяется
Некоторые люди крайне бедны или у них кроме имеющихся запасов имеются обязательства перед другими. Человек должен прежде всего выполнить эти обязательства. Но они закрывают глаза на все свои обязательства, то есть откладывают их, и совершают жертвоприношение с целью возгордиться либо ради возрождения былых традиций, дескать, мы всегда совершали жертвоприношения. Они никак не хотят признать, что они несостоятельны. Если нет своих денег, то занимают у других и совершают жертвоприношение.
Встречаются и те, кто совершает многократные жертвоприношения даже за своих умерших родственников, тогда как свои обязательства перед живыми они умерщвляют. На самом же деле лучше выполнить свои обязательства пусть это будет даже на рубль, чем покупать жертвенное животное за сто рублей. В этом случае, человек, с одной стороны, становится грешным за то, что не выполнил свое обязательство перед другими, а с другой стороны, отдельно за порочность намерения (то есть если это было сделано с намерением возгордиться или ради рийа (лицемерия)).
Разумеется, если обязательства перед имущественными правами других не будет нарушено (не будут попраны чужие имущественные права) и не будет признаков рийа, то совершение нафл-жертвоприношения (добровольного) является мустахабом и признаком любви к Аллаху. Также, для всех мусульман, ученых религии, в частности Пророка саллаллаху алайхи васаллам совершение жертвоприношения является наиболее любимым из всех рекомендуемых деяний, то есть лучшим из всех мустахаб-деяний и требованием их прав. Однако делать это дозволяется тогда, когда от этого никому не будет вреда и ущерба. Совершение нафл-жертвоприношения есть польза, но невыполнение обязательств перед другими, непогашение долгов — это ущерб. Нафл-жертвоприношение допускается, если оно не приносит вреда никому.
(«Ислохий хитаб», стр. 167)
Абдулманнан Абдуллах