Уважительные причины относительно намаза (3)
عَنْ أَبِي قَتَادَةَ رَضِي اللهُ عَنْهُ قَالَ: ذَكَرُوا لِلنَّبِيِّ صَلَي الله عَلَيْهِ وَسَلَّم نَوْمَهُمْ عَنِ الصَّلَاةِ فَقَالَ: إِنَّهُ لَيْسَ فِي النَّوْمِ تَفْرِيطٌ إِنَّمَا التَّفْرِيطُ فيِ الْيَقْظَةِ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَمُسْلِمٌ وَأَبُو دَاوُدَ
Передается от Абу Катады радияллаху анху:
«Пророку саллаллаху алайхи васаллам упомянули о пропущенном из-за сна намазе. Тогда он сказал:
— Поистине, нет преднамеренного допущения изъянов во сне. Преднамеренное допущение изъянов бывает только при бодрствовании».
Передали Тирмизи, Муслим и Абу Давуд.
Пояснение: В передаче имама Муслима те люди сказали:
«О Посланник Аллаха, мы просыпаем и тем самым допускаем упущения в намазе». Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Нет преднамеренного допущении изъянов во сне. Преднамеренные изъяны допускаются тем, кто (бодрствует и) не совершает намаза до наступления поры следующего намаза».
Следовательно, проспавший намаз человек не считается виновным.
Время одного фард намаза длится до наступления следующего намаза. Конечно, за исключением намаза фаджр.
Откладывание намаза на другое время является харамом.
Таким образом, согласно сказанному в этих хадисах, уважительной причиной несовершения намаза своевременно может быть только то, что человек проспал или забыл про него. Но при этом, он должен совершить пропущенный намаз сразу после пробуждения или как только вспомнит.
Однако если внимательно изучить другие аргументы и доказательства, то прояснится, что существуют и некоторые другие уважительные причины.
Во время хайза (менструации) и нифаса женщины освобождаются от совершения намаза. Они не должны возмещать пропущенные за этот период намазы. Наряду с этим, человек, ранее бывший неверным (кафиром) или одержимый джиннами, после уверования или исцеления не возмещает пропущенные за предыдущий период намазы. Если уважительное состояние одержимых джиннами людей или находящихся в бессознании длится больше времени всех пяти фард-намазов, то они освобождаются от совершения намазов за этот период. Если это состояние длится меньшее время, то они должны возместить пропущенные намазы.
Откладывать совершение намаза также можно в случаях, когда нависла реальная угроза со стороны врага. В день сражения Хандак (Ахзаб) многобожники отвлекли Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам от совершения четырех намазов.
Помимо этого, уважительной причиной чтобы отложить совершение намаза также считается ситуация, когда смерти ребенка опасаются акушерка и рожающая этого ребенка женщина.
Существует много и других аргументов, указывающих на необходимость совершения возместительных намазов за пропущенные.
Говоря о необходимости совершения возместительного намаза, выдающийся ученый Бадриддин Айни Ханафи на странице 582 второго тома сборника «Биная», написанного им к книге «Хидая», пишет следующее:
«Это положение не относится ко сну и забыванию. То, что совершение возместительного намаза является фардом для пропустившего намаз по причине нечестия или беспечности, установлено единодушным мнением (иджмаъ) ученых уммы».
Имам Ахмад сказал, что «намеренно пропустивший намаз человек не совершает возместительный намаз, поскольку он стал муртадом». По его мнению, такого человека следует казнить, не позволяя совершить возместительный намаз.
Возместительный намаз совершается точно так же, как намаз, совершаемый своевременно. Вместо пропущенного намаза не в пути — полный, а в пути — каср (сокращенный). Чтение Куръана вслух или про себя так же зависит от того, какой намаз был пропущен. Возместительный намаз также совершается и за пропущенный намаз витр.
Человек, пропустивший до шести намазов, возместительные намазы совершает по порядку. При большем же количестве пропущенных намазов порядок нарушается и он совершает их по мере возможности.
Тот, у кого количество пропущенных намазов настолько много, что он не знает их количества, принимает за основу приблизительный расчет и совершает возместительные намазы до момента, пока не придет к мнению, что погасил свои долги.
Нам всем следует хорошенько усвоить, что помимо вышеуказанных причин, никакие другие не могут служить для нас оправданием несовершения намаза своевременно. Каждый пропущенный намаз ложится на плечи виновника тяжким грехом. Поэтому нам следует совершать намазы, не пропуская ни один из них. Мы должны хорошенько это разъяснить некоторым нашим друзьям и братьям, близким и родственникам, кто не совершает намазы.
.