В следующем аяте наставление Всевышнего продолжается:
أَيْنَمَا تَكُونُواْ يُدْرِككُّمُ الْمَوْتُ وَلَوْ كُنتُمْ فِي بُرُوجٍ مُّشَيَّدَةٍ وَإِن تُصِبْهُمْ حَسَنَةٌ يَقُولُواْ هَذِهِ مِنْ عِندِ اللّهِ وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ يَقُولُواْ هَذِهِ مِنْ عِندِكَ قُلْ كُلًّ مِّنْ عِندِ اللّهِ فَمَا لِهَؤُلاء الْقَوْمِ لاَ يَكَادُونَ يَفْقَهُونَ حَدِيثًا ﰄ
78. Где бы вы ни были, настигнет вас смерть, даже если вы были в воздвигнутых башнях. И если постигнет их добро, говорят: «Это — от Аллаха», а если постигнет их зло, говорят: «Это — от тебя». Скажи: «Все — от Аллаха!» Что же [случилось] с теми людьми — никак не постигают смысл слова?
Нежелание выходить на усердствование бывает, в основном, по причине страха смерти.
В священном аяте эта истина поясняется следующим образом:
«Где бы вы ни были, настигнет вас смерть, даже если вы были в воздвигнутых башнях».
Если посмотреть со стороны, то на поле боя смерть присутствует повсюду, а в возведенной крепости нет. Здесь заканчиваются слова о переселенцах, которые в Мекке просили о том, чтобы усердствование — джихад — было предписано им фардом, а когда об этом предписании было объявлено, они испугались его. Далее пойдет речь о некоторых группах, которые затесались среди мусульман. У таких людей было неверное понятие о судьбе, предопределении и предустановлении. Они верили в дурные предзнаменования в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то есть они полагали, что он приносит зло и несчастье. Наряду с этим, они пытались нанести вред руководительству Пророка алайхиссалам. Состояние таких людей в аяте описывается следующим образом:
«И если постигнет их добро, говорят: “Это — от Аллаха”, а если постигнет их зло, говорят: “Это — от тебя”».
Из этих слов видно, что они действительно считали Пророка алайхиссалам приносящим беды, потому что они приписывают ему только зло, а не благо. Это их ложное мнение и представление. Они явно и открыто говорят об этом Пророку саллаллаху аллахи васаллам. А Всевышний Аллах поручает Пророку алайхиссалам объяснить им истинное верное мнение об этом и говорит:
«Скажи: “Все — от Аллаха!”»
Великая истина заключается именно в этом. Конечно же, все от Аллаха — и хорошее, и плохое. Он единственный делоуправитель во Вселенной. Что бы ни произошло во Вселенной, все только от Него Самого. Действия и старания от человека, но их воплощение — от Аллаха. Человек стремится к хорошему, составляет планы, прилагает усилия, применяет различные средства, но осуществление этого самого добра происходит по воле Аллаха. Потому что нет другой мощи, кроме могущества Аллаха, чтобы что-то сделать существующим или несуществующим.
Также человек стремится и ко злу, составляет планы, прилагает усилия, применяет различные средства, но осуществление этого зла происходит по воле Аллаха. Потому что нет другой мощи, кроме могущества Аллаха, чтобы дать этому злу проявиться. Это должны понять все. Однако:
«Что же [случилось] с теми людьми — никак не постигают смысл слова?»
.