В следующем своем аяте Священный Куръан излагает состояние еще одной группы среди мусульман:
وَإِذَا جَاءهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُواْ بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُوْلِي الأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ وَلَوْلاَ فَضْلُ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لاَتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلاَّ قَلِيلاً
83. А когда придет к ним дело (весть), безопасное или опасное, разглашают его. И если бы они вернули его [дело] к посланнику и к верховодам из них [самих], непременно узнали бы его те из них, которые докапываются до сути его. И если бы не благоволение Аллаха к вам и не Его милосердие, вы бы непременно последовали за шайтаном, кроме немногих.
Обстоятельство, которое описывается в этом аяте, также ослабляет всякое общество изнутри. В частности, этот метод разложения общества изнутри применяется врагами, чтобы вселить в сердца мусульман смятение, распространить среди них разногласия, разрушить и ослабить их ряды. Главной причиной и возможностью для использования врагами этого метода является недостаток, имеющийся у мусульман. Потому что они:
«…когда придет к ним дело (весть), безопасное или опасное, разглашают его».
Некоторые люди, как только услышат какую-либо весть, сразу же торопятся распространить ее повсюду. И не думают, будет ли от этого польза или вред мусульманам. Даже не задумываются, что лучше для мусульман, распространить эту весть или не распространять. В результате, враги прибегают к подлости под названием «холодная война» (война без оружия) и измышляют всяческие лживые сплетни. Распространяют среди мусульман тревогу, смуту и раздоры. Ломают хребет их душевной и духовной силы. Если бы мусульмане следовали своей религии, то не совершали бы такого легковерия и глупости. Не распространяли бы сразу слова, которые услышали, потому что согласно предписанию Ислама, нельзя распространяться обо всем, что слышишь.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
«Для того чтобы человек стал лгуном, достаточно того, что он распространяется обо всем, что слышит».
В другом хадисе он сказал:
«Если кто-то перескажет слова, которые он сам считает ложью, то станет одним из двух лжецов».
В вопросе выяснения истинности слухов каждый мусульманин должен брать пример с почтенного Умара Справедливого радияллаху анху. Когда до него дошла весть о том, что Пророк алайхиссалам дал развод своим женам, он не поверил, и вышел из дома, и отправился, чтобы выяснить подлинность этой вести. Пришел в мечеть, а там люди как раз обсуждали эти слухи. Он и этому не поверил. Не могучи более ждать, он попросил дозволения и вошел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и спросил: «О Посланник Аллаха, Вы дали развод своим женам?» Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Нет!».
Почтенный Умар вышел в двери мечети и громко крикнул:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не дал развод своим женам!!!»
Враги Ислама, мунафики, начали было свое нападение с самой деликатной стороны, чтобы нанести вред исламскому обществу и посеять смятение среди мусульман. Они распространили необоснованные слухи о семье предводителя мусульман — о Пророке алайхиссалам. А не сообразившие это люди стали повсюду оглашать распространять эту неприятную весть. Обладатель такого великого сердца, как почтенный Умар, осознал эту опасность и постарался оглашать истину во всеуслышание.
Услышав какую-нибудь важную весть, мусульмане не должны стараться сразу же распространить ее, а обязаны поступить по-другому. Об этом Аллах говорит «…если бы вернули его [дело] к посланнику и к верховодам из них [самих], непременно узнали бы его те из них, которые докапываются до сути его».
Стало быть, при жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, там, где он присутствовал, о делах и вестях, подобных вышеуказанным, лучше спрашивать у него самого. Тогда он дал бы понять, что нужно делать.
В других же ситуациях они должны обратиться к своим руководителям. Безусловно, руководители-верховоды примут меры в отношении этого дела. Потому что среди них есть специалисты в различных областях, люди, которые имеют возможность добраться до сути каждого дела, выявить эту суть и выяснить истину. Вот они то и доберутся до сути данной вести, а также выработают необходимые меры. В результате не будут распространяться пустые слухи и среди мусульман не появятся всяческие недоразумения, между ними не возникнут разногласия. Их ряды не разрушатся и их общество не ослабеет.
То, что Аллах показал мусульманам эти дела, направил их на верный путь и указал способ и метод действия, есть благоволение и милосердие Его к мусульманам. Если бы Он не сделал так, то плохо было бы дело:
«И если бы не благоволение Аллаха к вам и не Его милосердие, вы бы непременно последовали за шайтаном, кроме немногих».
.