Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 129-130)
وَلَن تَسْتَطِيعُواْ أَن تَعْدِلُواْ بَيْنَ النِّسَاء وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلاَ تَمِيلُواْ كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِن تُصْلِحُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا
129. И никогда не сможете быть справедливыми между женщинами, даже если очень постараетесь. И не склоняйтесь же всей склонностью [к одним], оставляя их [других] словно повисшими. И если исправитесь и будете богобоязненны, то поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный.
Упоминаемая в аяте «справедливость между женщинами» касается любви в сердце мужчины. То есть говорится, что сколько бы вы ни старались, ни прилагали в стремлении усилий, вы не сможете в отношении всех своих жен проявить одинаковую расположенность в своем сердце.
«И никогда не сможете быть справедливыми между женщинами, даже если вы очень постараетесь».
Потому что любовь к женщине не поддается планированию или расчету. В этом отношении сердце не слушается своего хозяина, не повинуется его приказам. Муж может в видимых делах установить полную справедливость, но когда дело касается любви, что рождается в сердце, здесь он бессилен.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом и другими мухаддисами от Абдуллаха ибн Зайда, говорится:
«Как рассказывает мать правоверных Аиша, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам распределял все между своими женами по справедливости. Затем говорил: “О Господь мой! Это распределение в том, чем я владею. Не укоряй же меня в том, чем владеешь Ты Сам, а я не владею”».
Хорошо известно, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам питал особенную привязанность к матери правоверных Аише. В Исламе человеку, имеющему много жен, повелевается соблюдать полную справедливость между женами в делах, которые зависят от его воли. В вопросах жилья и нафаки (содержания), общения, разделения ложа, исполнения супружеских обязательств и в других подобных вопросах необходима полная справедливость. Но что касается вопроса, не зависящего от воли человека — вопроса любви, то в самом аяте говорится, что сколько бы при этом человек ни старался, справедливости не будет. Однако нельзя также и превышать границы, говоря, дескать, в этом деле нам прощается:
«И не склоняйтесь же всей склонностью [к одним], оставляя их [других] словно повисшими».
То есть не увлекайтесь только с одной из своих жен, к которой у вас в сердце упрочилась любовь, оставляя других в неопределенности. Слово «муаллака», которое переведено как «повисшие», означает женщину в неопределенности, как будто она повисла в воздухе. Так можно описать женщину, которая одновременно и замужем, и не замужем, свободна и не свободна, которая осталась на распутье. Например, ее муж куда-то уехал и исчез. Сказать, что у нее есть муж, она не может, так как о нем ни слуху, ни духу. Сказать, что у нее нет мужа, тоже нельзя — он был, но не давал развода. Это мучительное состояние, поэтому аят призывает мужа быть справедливым в этом вопросе. Если мужчина, имеющий много жен, постоянно находится только с любимой женой, а других оставит без внимания, это совершенно не соответствует шариату.
«И если исправитесь и будете богобоязненны, то поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный».
В супружеских делах, как и в других, также всегда необходимо нацеливаться на улучшение, примирение, и действовать с богобоязненностью. Человек должен задействовать все свои возможности и постараться не разрушить свою семью, сохранить ее.
И все же в некоторых случаях даже такие действия могут оказаться тщетными. И тогда:
وَإِن يَتَفَرَّقَا يُغْنِ اللّهُ كُلاًّ مِّن سَعَتِهِ وَكَانَ اللّهُ وَاسِعًا حَكِيمًا
130. И если [оба] расстанутся, сделает Аллах каждого не нуждающимся по Своему благоволению. Поистине, Аллах — Всеобъемлющий, Премудрый.
Все меры приняты. Однако они не принесли пользы. Не получилось жить вместе. В таком случае, выхода нет, ладно уж, пусть разводятся. Может быть, они после этого достигнут какого-нибудь хорошего положения. Вот и Всевышний Аллах дает им надежду на это:
«И если [оба] расстанутся, сделает Аллах каждого не нуждающимся по Своему благоволению. Поистине, Аллах — Всеобъемлющий, Премудрый».
Его благоволение не имеет границ. Его благоволения хватит на всех Его рабов и даже останется в избытке.
А еще, Он — Премудрый. И Он Сам знает, какие мудрости сокрыты в вопросе отношений мужа и жены.
.