Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 128)
وَإِنِ امْرَأَةٌ خَافَتْ مِن بَعْلِهَا نُشُوزًا أَوْ إِعْرَاضًا فَلاَ جُنَاْحَ عَلَيْهِمَا أَن يُصْلِحَا بَيْنَهُمَا صُلْحًا وَالصُّلْحُ خَيْرٌ وَأُحْضِرَتِ الأَنفُسُ الشُّحَّ وَإِن تُحْسِنُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا
128. И если женщина опасается неприязни или отворачивания своего мужа, то нет греха на них [обоих] в том, что помирятся между собой примирением. И примирение — лучше. И склонены души к скряжничеству. А если будете добродетельны и богобоязненны, то, поистине, Аллах — Всеведущий о том, что делаете.
В начальных аятах суры был рассмотрен вопрос о том, что нужно делать, если в семье в случае возникновения неприязни со стороны женщины к мужу происходит неповиновение ему. А в этом аяте разбирается противоположная ситуация. В семейной жизни по разным причинам у мужа может появиться неприязнь к своей жене. В результате муж хочет развестись с женой или отвернуться от нее и бросить, перестав общаться с ней и не давая развода. Если жена не хочет разводиться с мужем, то старается примириться.
«И если женщина опасается неприязни или отворачивания своего мужа, то нет греха на них [обоих] в том, что помирятся между собой примирением».
Она старается получить довольство мужа и не разводиться, устраняя все, что стало причиной неприязни мужа.
К примеру, она может даже целиком или частично отказаться от махра, который является ее законным правом. Может сказать мужу: «Можешь не содержать меня или содержать частично, но только не разводись». И не будет греха на них, если таким способом, исходя из ситуации, применяя различные предложения и компромиссы они согласятся на примирение и избегнут развода. Поэтому в продолжении аята говорится «…И примирение — лучше».
Ислам требует стремиться к сохранению семью всеми средствами и способами. Эти меры также происходят из вышеуказанного призыва, что примирение — лучше. В продолжении аята говорится:
«И склонены души к скряжничеству».
Человеческой природе свойственна скупость. Скупится на богатства и имущество. Скупится на красивые вещи. Скупится на должность или хорошие положения. И если учесть это естественное состояние, быть может, предложенные женой имущество и некоторые удобства пробудят в муже скупость и он согласится не разводиться. Однако человеческие отношения не строятся только на основе имущества или некоторых выгод. Есть еще и добро, совершение благих поступков и много других обстоятельств. В Исламе больше призывается именно к этому:
«А если будете добродетельны и богобоязненны, то, поистине, Аллах — Всеведущий о том, что делаете».
В частности, если мужчина, желающий из неприязни к своей жене дать ей развод, или отвернуться от нее и оставить ее без внимания, после того как узнает, что у его жены нет желания разводиться, сделает для нее благодеяние и из богобоязненности оставит с собой, то будет хорошо. Аллах дарует ему саваб и вознаграждение.
.