Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 155-161)
Но иудеи вновь поступили по-иудейски. Как только они почувствовали себя в безопасности, так сразу же нарушили завет. В Байтул Макдис они вошли, не склонившись в смирении, а вошли, волочась задами по земле, и придумали ухищрение для ловли рыбы в субботу. Так, за эти грехи, что они совершили, а также другие провинности (о чем будет рассказано в последующих аятах) Всевышний Аллах проклял их.
فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَاقَهُمْ وَكُفْرِهِم بِآيَاتِ اللَّهِ وَقَتْلِهِمُ الْأَنبِيَاءَ بِغَيْرِ حَقٍّ وَقَوْلِهِمْ قُلُوبُنَا غُلْفٌ بَلْ طَبَعَ اللَّهُ عَلَيْهَا بِكُفْرِهِمْ فَلَا يُؤْمِنُونَ إِلَّا قَلِيلًا وَبِكُفْرِهِمْ وَقَوْلِهِمْ عَلَى مَرْيَمَ بُهْتَانًا عَظِيمًا وَقَوْلِهِمْ إِنَّا قَتَلْنَا الْمَسِيحَ عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ رَسُولَ اللَّهِ وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَكِن شُبِّهَ لَهُمْ وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُوا فِيهِ لَفِي شَكٍّ مِّنْهُ مَا لَهُم بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِلَّا اتِّبَاعَ الظَّنِّ وَمَا قَتَلُوهُ يَقِينًا
155. И за то, что нарушили свой завет, и их неверие в аяты Аллаха, и убийство ими пророков несправедливо и их слова: «Сердца наши зачехлены». Но запечатал Аллах их [эти сердца] за их неверие, и не веруют, кроме немногих.
156. И за их неверие, и за их слова на Марйам, великую клевету.
157. И за их слова: «Поистине, мы убили Масиха Ийсу, сына Марйам, Посланника Аллаха». Тогда как не убили его и не распяли, но показалось им. И поистине, те, которые разногласили о нем, действительно в сомнении о нем; нет у них о нем знания, кроме следования за предположениями. И не убили его, [это —] несомненно достоверно.
В рассматриваемых аятах упоминаются некоторые проделки иудеев, из-за которых они подверглись проклятию Аллаха.
Первый из этих проступков:
«…нарушили свой завет…»
Каким образом иудеи нарушили свой завет, мы также увидели, изучили и осознали в предыдущем аяте.
Второй:
«…неверие в аяты Аллаха».
Под словом «аят» понимается также и значение «знамение», «чудо». Чтобы иудеи уверовали и встали на правильный путь, Всевышний Аллах показал множество аятов — знамений и чудес. Их описания приведены в других сурах и аятах. Однако иудеи не уверовали во все эти чудеса и отвергли их.
Третий:
«…убийство ими пророков несправедливо».
Об этом тоже хорошо известно. В Куръане этот вопрос также достаточно освещен. К примеру, достаточно вспомнить, что иудеи несправедливо убили Закарийу и Яхйу алайхимассалам.
Четвертый:
«…их слова: “Сердца наши зачехлены”».
Эти слова они сказали в ответ на призыв Пророка Мухаммада алайхиссалам. Когда он призвал их к Исламу, они, насмехаясь, сказали: «Наши сердца зачехлены, то есть закрыты и в них не проникнет твой призыв». Этим они хотели сказать, дескать, мы даже не станем слушать твои речи.
Поразительно, действительно ли их сердца созданы зачехленными, чтобы не проникало в них ничто?!
«Но запечатал Аллах их [эти сердца] за их неверие, и не веруют, кроме немногих».
То есть на самом деле их сердца созданы такими же, как и у других, а не зачехленными, как они говорят. Но из-за их неверия Аллах запечатал их сердца и сделал черствыми, нечувствительными и зачехленными, то есть закрытыми. Поэтому очень немногие из них становятся мусульманами.
Пятый:
«...за их неверие, и за их слова на Марйам, великую клевету»
Шестой:
«...за их слова: “Поистине, мы убили Масиха Ийсу, сына Марйам, Посланника Аллаха”».
На самом деле иудеи не признали Ийсу алайхиссалам в качестве посланника и называют его Посланником Аллаха лишь для иронии и насмешки. Они утверждают, что убили Ийсу алайхиссалам. Однако это всего лишь пустое утверждение. Истину же излагает Священный Куръан:
«Тогда как не убили его и не распяли, но показалось им».
История покушения иудеев на Ийсу алайхиссалам известна и знаменита. Великий муфассир Ибн Касир рахматуллахи алайхи передает эту историю следующим образом:
«Когда Всевышний Аллах ниспослал Ийсу ибн Марйам посланником с явными знамениями и наставлением на праведный путь, иудеи стали завидовать к его пророчеству и чудесам. С дозволения Аллаха он излечивал врожденных слепых, прокаженных, даже оживлял мертвых. Слепив из глины птицу, он дул на нее и с позволения Аллаха она оживала и улетала. Аллах поддержал его многими подобными чудесами. Но иудеи объявили его лжецом, выступили против него и стали всячески причинять ему страдания. Дошло до того, что Посланник Аллаха Ийса алайхиссалам даже стал избегать их и ему часто приходилось путешествовать вместе с матерью. Иудеи не довольствовались своими притеснениями. Они пожаловались на него кесарю Дамаска того времени. Кесарь был многобожником и поклонялся звездам. Представители его нации назывались “римлянами”. Иудеи донесли до кесаря весть о том, что в Байтул Макдисе появился человек, который ввергает людей в смуту, вводит их в заблуждение и настраивает подданных против него. Это разгневало кесаря. Он дал указание своему наместнику в Байтул Макдисе остерегаться этого человека, распять его, возложить ему на голову терновый венец и оградить людей от его зла. Когда письмо дошло до наместника в Байтул Макдисе, он собрался выполнить повеление. С группой иудеев он отправился к месту пребывания Ийсы алайхиссалам. Тот находился вместе с близкими ему людьми. Их было двенадцать-тринадцать или семнадцать человек.
Это произошло в ночь с пятницы на субботу. Иудеи окружили их. Было очевидно: либо окружившие вломятся к ним, либо они сами должны будут выйти. Осознав, что другого выхода нет, Ийса алайхиссалам сказал своим апостолам: “Тот, к кому из вас перейдет мой облик, будет в раю вместе со мной”.
О своей готовности на это — обрести облик Ийсы алайхиссалам и выдать себя за него, заявил один молодой парень. Он посчитал его слегка юным и повторил свои слова во второй и третий раз. Каждый раз свою готовность выражал только тот юноша и никто более. Ийса алайхиссалам сказал: “Ты — именно тот!” Всевышний Аллах придал тому юноше облик Ийсы алайхиссалам.
В потолке, высоко под крышей, открылось отверстие. Ийсу алайхиссалам охватила дремота. В этом состоянии он был поднят в небо. После того, как он вознесся, его товарищи вышли наружу. Иудеи в темноте приняли того юношу за Ийсу, схватили его, распяли и возложили ему на голову терновый венец».
Но на этом в деле не была поставлена точка. Главные разногласия начались именно после этого самого события. Как отмечалось, история происходила в ночной темноте, в полной неразберихе. Многое осталось неясным. Поэтому «те, которые разногласили о нем, действительно в сомнении о нем».
Прежде всего, впали в разногласия сами участники события. Они говорили друг другу: «Если убитый был Ийса, то где же его спутник? А если убитый был спутником, то где же тогда Ийса?» Но все же, распяв пойманного человека, они хвалились, что убили Ийсу. Что касается христиан, то некоторые из них поверили этим словам, а другие сказали: «Ийса был погребен после смерти. Но через три дня он снова воскрес». Тем не менее, все эти утверждения безосновательны. Это еще раз подчеркивается в конце аята:
«Нет у них о нем знания, кроме следования за предположениями. И не убили его, [это —] несомненно достоверно».
Итак, если они точно не убивали его, то что же с ним случилось? Ответ на этот вопрос приводится в следующем аяте:
بَل رَّفَعَهُ اللَّهُ إِلَيْهِ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا
158. Но вознес его Аллах к Себе. И Аллах — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый.
Вероубеждение правоверных мусульман об Ийсе алайхиссалам исходит из этого и других аятов, а также из достоверных хадисов. В этом нет никакой неясности, сомнений или предположений. Все точно и достоверно.
وَإِن مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ إِلَّا لَيُؤْمِنَنَّ بِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكُونُ عَلَيْهِمْ شَهِيدًا
159. И нет никого из людей книги, кто непременно не уверовал бы в него до его смерти, а в День воскресения он будет свидетелем против них.
Улемы высказали два разных мнения относительно смысла этого священного аята. Причиной этому стало выражение «до его смерти». Если некоторые говорили, что здесь подразумевается смерть Ийсы, то другие отмечали, что подразумевается смерть людей книги.
Первая категория утверждает, что когда Ийса алайхиссалам спустится незадолго до Судного дня, то люди книги, все до единого, уверуют в него до его смерти, то есть до того, как Ийса алайхиссалам умрет своей смертью.
Согласно же толкованию муфассиров второй группы, каждый из людей книги обязательно уверует в Ийсу алайхиссалам до того, как умрет сам.
«И нет никого из людей книги, кто непременно не уверовал бы в него до его смерти».
То есть также и каждый иудей перед своей смертью обязательно уверует в Ийсу алайхиссалам. Но это уже будет уверованием, от которого не будет прока. Поэтому «в День воскресения он будет свидетелем против них».
В Судный день Ийса алайхиссалам будет свидетельствовать против них.
فَبِظُلْمٍ مِّنَ الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ طَيِّبَاتٍ أُحِلَّتْ لَهُمْ وَبِصَدِّهِمْ عَن سَبِيلِ اللَّهِ كَثِيرًا
160. И за несправедливость тех, которые были иудеями, Мы запретили им чистые блага, что были дозволены им, и за чинение ими премного преград на пути Аллаха,
وَأَخْذِهِمُ الرِّبَا وَقَدْ نُهُوا عَنْهُ وَأَكْلِهِمْ أَمْوَالَ النَّاسِ بِالْبَاطِلِ وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ مِنْهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا
161. …и за получение ими риба, тогда как они были отвращены от нее, и поедание ими имущества людей батил [неверным] путем, и Мы уготовили неверным из них горестное мучение.
В этих двух аятах к упомянутым ранее безрассудствам иудеев добавляются еще и их несправедливость, чинение препятствий на пути Аллаха, употребление риба и поедание имущества людей неправомерным образом (батил). Из-за этих порицаемых деяний Всевышний Аллах запретил иудеям некоторое из того, что раньше было им дозволено.
«И за несправедливость тех, которые были иудеями, Мы запретили им чистые блага, что были дозволены им, и за чинение ими премного преград на пути Аллаха, и за получение ими риба, тогда как они были отвращены от нее, и поедание ими имущества людей батил [неверным] путем».
До ниспослания Таурата для иудеев было дозволено все, кроме того, что Исраил запретил себе сам. О том, что было запрещено потом, упомянуто в предыдущих сурах. Еще более детальное упоминание приводится в суре «Анъам». И Аллах не ограничивается мерами в этом мире, сообщает и о мерах в загробной жизни:
«И Мы уготовили неверным из них горестное мучение».
Да, таково положение неверных.