«Аврат» означает срамные части тела, которые следует прикрывать при совершении намаза. В противном случае намаз считается несостоятельным.
Всевышний Аллах сказал:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (наряжайтесь) в каждой мечети (при каждом месте поклонения)» («Аъраф», аят 31).
«И очисть одежду свою!» («Мудассир», аят 4).
Пояснение: Повеление «Облекайтесь в свои украшения» в этом аяте означает прикрывайте свои срамные места, то есть аврат. Поэтому прикрытие аврата стало одним из условий намаза.
375- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t قَالَ: قَامَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ r فَسَأَلَهُ عَنِ الصَّلَاةِ فِي الثَّوْبِ الْوَاحِدِ، فَقَالَ: أَوَكُلُّكُمْ يَجِدُ ثَوْبَيْنِ؟. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«К Пророку саллаллаху алайхи васаллам подошел и встал один человек, и он спросил о совершении намаза в одной одежде. Тогда он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Разве все из вас смогли бы найти два одеяния?»
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Из этого хадиса следует, что мужчина может совершать намаз в одной одежде, прикрывающей аврат. Если имеется и рубаха, и штаны, то это еще лучше. Но достаточно и одного одеяния.
Из слов Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«Разве все из вас смогли бы найти два одеяния?», следует, что в те времена почтенные сподвижники испытывали некоторое стеснение в достатке одежды.
وَزَادَ الْبُخَارِيُّ: ثُمَّ سَأَلَ رَجُلٌ عُمَرَ فَقَالَ: إِذَا وَسَّعَ اللهُ فَأَوْسِعُوا، جَمَعَ رَجُلٌ عَلَيْهِ ثِيَابَهُ صَلَّى رَجُلٌ فِي إِزَارٍ وَرِدَاءٍ، فِي إِزَارٍ وَقَمِيصٍ، فِي إِزَارٍ وَقَبَاءٍ، فِي سَرَاوِيلَ وَرِدَاءٍ، فِي سَرَاوِيلَ وَقَمِيصٍ، فِي سَرَاوِيلَ وَقَبَاءٍ، فِي تُبَّانٍ وَقَبَاءٍ، فِي تُبَّانٍ وَقَمِيصٍ، وَأَحْسِبُهُ قَالَ فِي تُبَّانٍ وَرِدَاءٍ.
Бухари добавил слова:
«Потом один человек спросил Умара. Так, тот сказал:
— Когда Аллах делает приволье, делайте приволье и вы. Человек собрал вместе свои одеяния на себе. Человек может совершать намаз в изаре (лунги) и накидке, в лунги и рубахе, в лунги и кабо, в штанах и накидке, в шатанах и рубахе, в штанах и кабо, в туббане и кабо, в туббане и рубахе. А также, по-моему, он сказал» в туббане и накидке».
Пояснение: Этот вопрос, вероятно, был задан во времена правления Умара радияллаху анху. Почтенный Умар сказал, что чем лучше одежда, тем лучше для намаза.
В этом хадисе перечисляются распространенные в то время разновидности одежды.
«Лунги» — в арабском языке этому значению соответствует слово «изар»; Такой вид одеяния широко распространен в жарких странах и предназначается для прикрытия нижней от пояса части тела мужчин.
«Кабо» — длинная одежда в виде легкого халата.
«Туббон» — короткие штаны, покрывающие только часть аврата мужчин.
Согласно общей рекомендации для намаза пригодны любые чистые, прикрывающие аврат одеяния. Приветствуется, если в меру возможностей это будет одежда в хорошем состоянии .
Вышеприведенный аят: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (наряжайтесь) в каждой мечети (при каждом месте поклонения)»[1] некоторые люди расценили как повеление одевать самые красивые, нарядные одеяния, и отдельно для намаза специально заказывали нарядную одежду.
[1] Сура «Аъраф», аят 31.