Прикрывание аврата (2)
376- وَعَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: لَا يُصَلِّ أَحَدُكُمْ فِي الثَّوْبِ الْوَاحِدِ لَيْسَ عَلَى عَاتِقَيْهِ مِنْهُ شَيْءٍ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пусть никто из вас не совершает намаз в одном одеянии, не покрывающем частью из него свои плечи».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Из этого хадиса следует, что часть одежды должна быть на плечах. Несомненно, что здесь речь идет об одеянии того времени, когда люди испытывали недостаток в одежде. Следовательно, в наше время, если есть возможность, мы должны совершать намаз в в довольно хорошей одежде.
377- عَنْ جَابِرٍ t قَالَ: رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ r يُصَلِّي فِي ثَوْبٍ وَاحِدٍ مُتَوَشِّحًا بِهِ. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Мы видели, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз, завернувшись в одно одеяние, закинув на свои плечи два ее края».
Передали оба шейха.
Пояснение: Следовательно, намаз дозволительно совершать и в таком одеянии.
378- عَنْ عُقْبَةَ بْنِ عَامِرٍ t قَالَ: أُهْدِيَ لِلنَّبِيِّ r فَرُّوجُ حَرِيرٍ فَلَبِسَهُ فَصَلَّى فِيهِ، ثُمَّ انْصَرَفَ فَنَزَعَهُ نَزْعًا شَدِيدًا كَالْكَارِهِ لَهُ وَقَالَ: لَا يَنْبَغِي هَذَا لِلْمُتَّقِينَ. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ وَالنَّسَائِيُّ.
Передается от Укбы ибн Āмира радияллаху анху:
«Пророку саллаллаху алайхи васаллам подарили фаррудж из шелка. И он надел ее и совершил в ней намаз. Затем, повернувшись, он резко снял ее с себя, словно презирая ее, и сказал:
— Это не подходит для богобоязненных людей».
Передали оба шейха и Насаи.
Пояснение: Давайте поближе познакомимся с передатчиком этого хадиса Укбой ибн Āмиром.
Укба ибн Āмир ибн Наби Ансари ас-Салами — участник первого байъата Акаба, битвы при Бадре, битвы Ухуде и ряда других сражений.
Укба ибн Āмир радияллаху анху погиб мучеником в день Ямамы.
Фаррудж — это одеяние с открытым передом, похожее на длинный легкий халат. Пророку саллаллаху алайхи васаллам дарили одеяния, привезенные из разных стран и краев. Хотя подобных подарков было немного, все же среди даров были и такие. Известно, что он носил одеяния, привезенные из Египта, Йемена и Абиссинии.
Упоминаемое в этом хадисе одеяние «фаррудж» также являлся разновидностью одежды неарабских народов. Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершил намаз в этой одежде, но потом, поразмыслив о ее недостатках, он сразу же снял с себя ее и сказал, что подобное одеяние не подходит богобоязненным людям.
Он незамедлительно снял фаррудж из-за того, что он был из шелка и в ней имелись свойства, привлекающие к себе внимание при совершении намаза.
Следовательно, во время намаза лучше быть не в такой одежде, а в таких одеяниях, которые соответствуют требованиям шариата.