ما يستحب لسامع الأذان
МУСТАХАБ-ДЕЯНИЯ ДЛЯ СЛЫШАЩЕГО АЗАН
404- عَنْ أَبِي سَعِيدٍ t أَنَّ رَسُولَ اللهِ r قاَلَ: إِذَا سَمِعْتُمُ النِّدَاءَ فَقُولُوا مِثْلَ مَا يَقُولُ الْمُؤَذِّنُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَزَادَ غَيْرُ الْبُخَارِيِّ: ثُمَّ صَلُّوا عَلَيَّ، فَإِنَّهُ مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلَاةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا، ثُمَّ سَلُوا اللهَ لِي الْوَسِيلَةَ، فَإِنَّهَا مَنْزِلَةٌ فِي الْجَنَّةِ لَا تَنْبَغِي إِلَّا لِعَبْدٍ مِنْ عِبَادِ اللهِ، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ أَنَا هُوَ، فَمَنْ سَأَلَ اللهَ لِيَ الْوَسِيلَةَ حَلَّتْ لَهُ الشَّفَاعَةُ.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда вы слышите азан, повторяйте то, что говорит муадзин».
Передали пятеро.
Помимо Бухари, остальные также добавили:
«После этого произносите мне солават. Ибо тому, кто воссылает мне один солават, Аллах посвятит десять солаватов. Потом просите для меня “василу”. Это — одно из положение (место) в раю, которого удостоится только один из рабов Аллаха. Мечтаю (надеюсь), этим рабом стану я. Кто попросит Аллаха для меня “василу”, тому шафаъат (заступничество) станет халалным».
Пояснение: Пользя, извлекаемая из этого хадиса:
Следовательно, когда слышим азан, мы должны повторять слова муадзина. О том, что говорить при произнесении им фраз: «Хаййа алас солаах» и «Хаййа алал фалаах», будет рассказано далее.
405- عَنْ جَابِرٍ t أَنَّ رَسُولَ اللهِ r قَالَ: مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ النِّدَاءَ اللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ، وَالصَّلَاةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَهُ، حَلَّتْ لَهُ شَفَاعَتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا مُسْلِمًا.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Тому, кто после того, как услышит азан, произнесет: “Аллоҳумма, Робба ҳазиҳид даъватит таммати вас солатил қоимати, ати Муҳаммаданил василата вал фадиилата, вабъасҳу мақомам маҳмуданил лазий ваъадтаҳ”, в Судный день мое заступничество будет халалным (ваджибом)».
Передали пятеро, кроме Муслима.
Пояснение: Смысл дуа, приведенноего в этом хадисе следующий: «О Господь мой! О Господь этого совершенного призыва и возводимого намаза! Даруй Мухаммаду василу и достоинство. И воскреси его в обещанном Тобой положении “Макаму Махмуд”».
О том, что «васила» — это высочайшее положение в раю, сказано в хадисе.
«Макаму Махмуд» (Достохвальное Положение) — это великое положение заступничества, которое Аллах обещал Мухаммаду в аяте: «Быть может, воскресит тебя Господь твой в Макаму Махмуд (Достохвальном Положении)!»[1].
Таким образом, если мы хотим в Судный день удостоится заступничества Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то должны произносить эту молитву после азана.
406- عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ t، عَنْ رَسُولِ اللهِ r قَالَ: مَنْ قَالَ حِينَ يَسْمَعُ الْمُؤَذِّنَ أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا، وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، غُفِرَ لَهُ ذَنْبُهُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ. وَلِمُسْلِمٍ وَأَبِي دَاوُدَ: مَنْ قَالَ مِثْلَ مَا يَقُولُ الْمُؤَذِّنُ إِلَّا فِي الْحَيْعَلَتَيْنِ فَقَالَ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ مِنْ قَلْبِهِ دَخَلَ الْجَنَّةَ.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто услышав муадзина, скажет: “Ашҳаду алла илаҳа иллаллаҳу ваҳдаҳу ла шарика лаҳу ва ашҳаду анна Муҳаммадан абдуҳу ва Расулуҳу, родийту биллаҳи Роббан ва би Муҳаммадин Расулан ва бил Ислами дина”, тому будут прощены его грехи».
Передали пятеро, кроме Бухари.
В передаче Муслима и Абу Давуда сказано:
«Кто искренне будет повторять слова муадзина, а при произнесении им фраз (начинающихся с) “Хаййа ала…”, скажет: “Ла ҳавла ва ла куввата”, тот попадет в рай».
Пояснение: Сначала познакомимся поближе с равийем (передатчиком) этого хадиса Саъдом ибн Абу Ваккасом радияллаху анху.
Полное его имя — Саъд ибн Абу Ваккас ибн Ухайб Зухри ал-Курайши. Его кунйа — Абу Исхак.
Он принял Ислам в присутствии Абу Бакра радияллаху анху, четвертым по счету. Тогда ему было 17 лет. Он также был первым выстрелившим из лука человеком в Исламе и одним из десяти сподвижников, о вхождении в рай которых было предсказано в пророчестве. Когда умер Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам он также был одним из шестерых сподвижников, удостоившихся его алайхиссалам довольства.
Он был первым, кто убил и пролил кровь мушрика на пути Аллаха. Считается одним из сподвижников-богатырей Ислама, участвовавших вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в битве при Бадре и Ухуде, в сражении Хандак и во всех других походах.
Поскольку Саъд ибн Абу Ваккос, радияллаху анху был из племени матери Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Амины бинти Вахб Зухрийа, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам называл его дядей (по линии матери).
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам попросил Аллаха, чтобы молитвы Саъда радияллаху анху принимались, его просьба была принята. Поэтому люди опасались возможной мольбы Саъда ибн Абу Ваккоса против них.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам никому, кроме Саъда ибн Абу Ваккоса не говорил: «Да пожертвуются мои родители за тебя!».
Во времена правления халифа Умара ибн Хаттаба радияллаху анху Саъд ибн Абу Ваккас возглавил войско в сражении с персами. В 15 году хиджры он завоевал Кадисию, в 16 году — Джалулу, в 17 году — Куфу.
Правитель Умар ибн Хаттаб радияллаху анху назначил его своим наместником в Ираке. Эту должность Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху занимал и в период правления Усмана ибн Аффана радияллаху анху.
После того, как был убит Усман радияллаху анху и наступило время смут, Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху отошел от всех дел и вернулся в Медину.
Он передал 270 хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Эти хадисы он передал от Абдуллаха ибн Аббаса, Абдуллаха ибн Умара, Хавлы бинти Хаким. От него хадисы передавали Саиб ибн Йазид, Муджахид, Алкама ибн Кайс, Джабир ибн Самура, его дочь Аиша, дети Āмира, Мусъаб ибн Умайр, Ибрахим ибн Абдуррахман ибн Авф, Кайс ибн Аби Хāзим и другие. Переданные им хадисы в свои сборники включили трое составителей «сахихов».
В конце своей жизни Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху ослеп. Он умер в 55 году хиджры в местечке Акик, расположенном в семи милях от Медины.
Саъд ибн Абу Ваккос умер последним из тех сподвижников, которым было пророчено о рае.
Смысл молитвы, приведенного в этом хадисе таков:
«Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Он — Единственен. Свидетельствую, что у Него нет сотоварища и, поистине, Мухаммад Его раб и Посланник. Удовлетворился я, признав Аллаха (своим) Господом, Мухаммада — Посланником и Ислам — религией».
Тому, кто прочитает эту молитву после азана, обещается прощение грехов.
В передаче же имама Муслима и Абу Давуда рекомендуется повторять слова муадзина, только при произнесении им двух фраз, начинающихся с «Хаййа ала…», следует говорить: «Ла хавла ва ла куввата илла биллахи». Тому, кто произносит эти слова от всего сердца, обещается вхождение в рай.
Говоря по совести, это весьма простые, легкие вещи. Они очень важны для получения саваба, смывания грехов и повышения вероятности попадания в рай. Но из-за нашей лени и безразличия мы не обращаем внимания на многие вещи, не соблюдаем их. Многие из нас даже не считают это необходимым. Если мы не знали об этом раньше, то узнали теперь. Так давайте-ка приступим к исполнению того, что теперь нам известно.
407- وَشَرَعَ بِلَالٌ فِي الْإِقَامَةِ فَلَمَّا أَنْ قَالَ قَدْ قَامَتِ الصَّلَاةُ قَالَ النَّبِيُّ r: أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا، وَقَالَ فِي سَائِرِ الْإِقَامَةِ كَالْأَذَانِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
«“Код коматис солах”, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Акомахаллоху ва адамаха.
В остальных (выражениях) икамы он алайхиссалам произнес (фразы), как в случае с азаном».
Передал Абу Давуд.
Посянение: Значит, когда Билал радияллаху анху произносил икаму, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повторял те же слова, как и во время азана. Но когда Билал радияллаху анху произнес слова:
«Код коматис солах» («Воистину, наступило время намаза»), он произнес:
«Акомахаллоху ва адамаха» («Да утвердит и продлит его Аллах»).
Следуя этому хадису, мы должны поступать так же.
[1] Сура «Исра», аят 79.
.