Об использовании мисвака перед намазом.
عَنْ حُذَيْفَةَ t قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ r إِذَا قَامَ لِيَتَهَجَّدَ يَشُوصُ فَاهُ بِالسِّوَاكِ.
Передается от Хузайфы радияллаху анху:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам вставал (ночью) для совершения намаза тахаджжуд, он чистил полость рта мисваком».
Пояснение: Как известно, после сна во рту человека появляется неприятный привкус и запах. Поэтому после сна целесообразно почистить ротовую полость мисваком, а потом совершать тахаджжуд.
عَنْ أَبِي مُوسَى t قَالَ: أَتَيْتُ النَّبِيَّ r فَوَجَدْتُهُ يَسْتَنُّ بِسِوَاكٍ بِيَدِهِ يَقُولُ أُعْ أُعْ وَالسِّوَاكُ فِي فِيهِ كَأَنَّه يَتَهَوَّعُ. رَوَاهُمَا الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
Передается от Абу Мусы радияллаху анху:
«Я пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, а у него в руках был мисвак, которым он чистил полость рта, издавая звуки “Уъ-уъ”, словно его рвало».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: В этом хадисе повествуется о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам с целью тщательно очистить зубы и ротовую полость, вводил мисвак глубоко в рот. Поэтому и нам следует брать пример с Пророка саллаллаху алайхи васаллам и регулярно чистить свои зубы и полость рта.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلَاةٍ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если бы я не опасался обременительности для моей уммы, я бы непременно велел пользоваться мисваком перед каждым намазом».
Передали пятеро.
Пояснение: Этот благородный хадис также приведен в «Книге о чистоте». Учитывая в нем выраженную категоричность, наши улемы отнесли использование мисвака перед каждым намазом к деяниям категории муаккада- сунна.
عَنْ زَيْدِ بْنِ خَالِدٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: لَوْلَا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لَأَمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلَاةٍ، وَلَأَخَّرْتُ صَلَاةَ الْعِشَاءِ إِلَى ثُلُثِ اللَّيْلِ. فَكَانَ زَيْدُ بْنُ خَالِدٍ يَشْهَدُ الصَّلَوَاتِ فِي الْمَسْجِدِ وَسِوَاكُهُ عَلَى أُذُنِهِ مَوْضِعَ الْقَلَمِ مِنْ أُذُنِ الْكَاتِبِ لَا يَقُومُ إِلَى الصَّلَاةِ إِلَّا اسْتَنَّ ثُمَّ رَدَّهُ إِلَى مَوْضِعِهِ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَصَاحِبَاهُ.
Передается от Зайда ибн Халида радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если бы я не опасался обременительности для моей уммы, я бы несомненно велел пользоваться мисваком перед каждым намазом. А намаз иша отодвинул бы до одной трети ночи.
Так, Зайд ибн Халид радияллаху анху приходил на намаз, заложив за ухо мисвак, словно писарь закладывает за ухо колам (письменную трость). Каждый раз, вставая на намаз, он обязательно использовал мисвак, а потом ставил его на место».
Передали Тирмизи и оба его соратника.
Пояснение: Познакомимся поближе с равийем (передатчиком) этого хадиса Зайдом ибн Халидом радияллаху анху.
Зайд ибн Халид Джухани ал-Мадани (его кунйа — Абу Абдуррохман) жил в Медине. Он был вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в день худайбийского мирного соглашения.
В день фатха Мекки он нес знамя от имени племени Джухайни.
Зайд ибн Халид Джухани передал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам 81 хадис. От него хадисы передавали Саиб ибн Йазид, Саиб ибн Хамид, Абу Харб, Убайдуллах ибн Абдуллах ибн Утба, Ибн Мусаййиб и другие. Некоторые из собранных этим сподвижником хадисов включили в свои сборники трое составителей «сахихов».
Зайд ибн Халид радияллаху анху умер в Медине в 78 году хиджры, в возрасте 85 лет.
В этом хадисе говорится о желательности использования мисвака перед каждым намазом и совершении намаза иша по возможносте в последней трети ночи.
Наряду с этим, на примере передатчика этого хадиса Зайда ибн Халида радияллаху анху показано, как нужно следовать услышанному хадису.
Такие мусульмане, постоянно носящие с собой мисвак и чистящие рот перед каждым намазом подобно Зайду ибн Халид радияллаху анху, существуют и в наши дни.
Некоторые улемы утверждали, что пользование мисваком перед каждым намазом является ваджибом (обязательным).
عَنْ جَابِرٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: رَكَعَتَانِ بِالسِّوَاكِ أَفْضَلُ مِنْ سَبْعِينَ رَكْعَةً بِغَيْرِ سِوَاكٍ. رَوَاهُ أَحْمَدُ وَالدَّارَقُطْنِيُّ.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Два ракъата намаза, совершенные с (пользованием перед ним) мисваком, лучше семидесяти ракъатов намаза, совершенных без него».
Передали Ахмад и Дора Кутни.
Пояснение: Вряд ли может быть лучшее побуждение к регулярной чистке зубов и полости рта, чем это.