1446 год 22 Джумадаул аввал | 2024 год 23 ноябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Намаз

О рукнах намаза (1)

08:02 / 20.02.2019 3987 Режим чтения + -


Арабское слово рукн (форма множественного числа аркан) лексически означает «угол». Как и то, что углы представляют собой основные составляющие дома, так и рукны являются основными составляющими намаза. Без них намаз не состоятелен. Рукны в намазе должны исполняться от его начала до конца: их нельзя оставлять или пропускать умышленно или случайно, забыв о них.

В мазхабе Ханафийа вместо слова «рукн» чаще используются выражения «фард» и «ваджиб». В нижеприведенных благородных хадисах речь пойдет о деяниях фард или ваджиб, относящихся к намазу намаза.

 عَنْ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا أَبَا دَاوُدَ

 Передается от Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Поистине, деяния — по намерениям. Поистине, каждому человеку будет воздано по его намерению».

Передали пятеро, кроме Абу Давуда.

Пояснение: Этот хадис и его полное пояснение было приведено в «Книге намерения»[1]. Здесь часть этого благородного хадиса приводится для того, чтобы показать, что для совершения намаза наличие намерения является фардом. Совершающий намаз обязан принять намерение, иначе его намаз не будет действительным. Лучше если он еще и произнесет это намерение устами. 

 عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ دَخَلَ الْمَسْجِدَ فَدَخَلَ رَجُلٌ فَصَلَّى ثُمَّ جَاءَ فَسَلَّمَ عَلَى النَّبِيِّ ﷺ فَرَدَّ النَّبِيُّ ﷺ عَلَيْهِ السَّلَامَ، فَقَالَ: ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ، فَصَلَّى ثُمَّ جَاءَ فَسَلَّمَ عَلَى النَّبِيِّ ﷺ، فَقَالَ: ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ ثَلَاثًا، فَقَالَ: وَالَّذِي بَعَثَكَ بِالْحَقِّ مَا أُحْسِنُ غَيْرَهُ فَعَلِّمْنِي، فَقَالَ: إِذَا قُمْتَ إِلَى الصَّلَاةِ فَكَبِّرْ، ثُمَّ اقْرَأْ مَا تَيَسَّرَ مَعَكَ مِنَ الْقُرْآنِ، ثُمَّ ارْكَعْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ رَاكِعًا، ثُمَّ ارْفَعْ حَتَّى تَعْتَدِلَ قَائِمًا، ثُمَّ اسْجُدْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ سَاجِدًا، ثُمَّ ارْفَعْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ جَالِسًا، ثُمَّ اسْجُدْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ سَاجِدًا، ثُمَّ افْعَلْ ذَلِكَ فِي صَلَاتِكَ كُلِّهَا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَزَادَ أَبُو دَاوُدَ: فَإِذَا فَعَلْتَ هَذَا فَقَدْ تَمَّتْ صَلَاتُكَ، وَمَا انْتَقَصْتَ مِنْ هَذَا شَيْئًا فَإِنَّمَا انْتَقَصْتَهُ مِنْ صَلَاتِكَ.

 Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел в мечеть. Один человек тоже вошел в мечеть и совершил намаз. Затем тот подошел и поприветствовал Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил на его приветствие и сказал:

— Пойди вернись и соверши намаз, ты не совершил его. 

Тот вернулся и совершил намаз. Затем подошел и поприветствовал Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам  сказал:

— Пойди вернись и соверши намаз, ты не совершил его.

Так повторилось три раза. Тогда тот человек сказал: 

— Клянусь Тем, Кто отправил Вас с истиной, я не могу лучше! Научите меня.

Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Когда встаешь на намаз, произнеси такбир. Затем, соверши кираат Куръана сколько тебе удастся. Затем соверши рукуъ так, пока не найдешь успокоение (удовлетворение души). Затем встань так, пока выпрямишься ровно. Затем соверши саджду так, пока не найдешь успокоение. Затем подняв голову, садись так, пока не найдешь успокоение. Затем соверши саджду так, пока не найдешь успокоение. Потом весь свой намаз соверши таким же образом».

Передали пятеро.

Абу Давуд также добавил:

«И когда ты сделаешь так, твой намаз будет полноценным. Если ты сделаешь меньше этого, то уменьшишь из своего намаза».

Пояснение: Среди мухаддисов и факихов этот священный хадис получил название «хадис о человеке, плохо совершившем намаз». Он является великим хадисом, вобравшим в себя крайне важные положения о качествах намаза.

Человеком, о котором в повествовании хадиса говорится «вошел в мечеть и совершил намаз», был Халид ибн Рофиъ. Согласно хадису в передаче Насаи, почтенный сподвижник совершил намаз в два ракъата.

Польза, извлекаемая из данного хадиса:

  1. Вошедший в мечеть человек сперва должен совершить намаз.
  2. Руководителю следует смотреть, соответствует ли совершаемое его подчиненными шариату и в случае выявления ошибок, должен поправить их.
  3. После совершения намаза следует поприветствовать находящихся в мечети.
  4. Человек, которого поприветствовали, должен сразу ответить на приветствие. Положение об обязательности (ваджиб) ответа на приветсвие саламом исходит из этого хадиса.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сначала ответил на приветствие, а потом приступил к исправлению ошибки.

  1. Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Пойди вернись и соверши намаз, ты не совершил его» улемы толкуют двояко.

Если одни говорят, что его намаз был не принят полностью, то другие утверждают, что его намаз был неполноценным, поскольку в конце хадиса Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Если ты сделаешь меньше этого, то уменьшишь из своего намаза».

  1. Когда человек не знает хорошо каоке-либо дело, он должен признать это и попросить знающего научить его.
  2. Знающий человек должен сначала вежливо объяснить тому, кто не знает, что в своих действиях он допускает ошибку.
  3. Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Когда встаешь на намаз, произнеси такбир» означают, что начинать намаз следует с произнесения такбира и что это является фардом.
  4. Из слов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Затем, соверши кираат Куръана сколько тебе удастся» следует, что кираат является фардом в намазе и из Куръана нужно читать столько, сколько человеку удается.

Основываясь на этот хадис, улемы мазхаба Ханафийа говорят, что во время намаза фардом является чтение не суры «Фатиха», а чтение аятов столько, сколько ему это удается.

  1. «Пока не найдешь успокоение» означает обязательность прихода к умиротворенному, спокойному, удовлетворенному состоянию души в положении рукуъ и саджда, то есть когда человек почувствует уверенность, что достаточно правильно совершает рукуъ или саджду.

Нименьшее количество времени при этом, в ханафитском мазхабе считается время, достаточное для трехкратного неспешного произнесения фразы «Субхана Роббийал Азиим» — в положении рукуъ и «Субхана Роббийал Аъла» — в положении саджды.

Большинство из нас не обращает на это внимания и совершает рукуъ и саджду слишком быстро, подобно тому человеку, который совершил намаз с ошибками. На самом же деле, во время рукуъ и саджды тасбих следует повторять по одиннадцать раз.

  1. Помимо этого, поднимаясь с положения рукуъ, следует выпрямлять спину полностью, а не так, как это делают некоторые, подняв голову, слегка выпрямив грудь и сразу переходя в саджду.
  2. После первой саджды следует сесть ровно, достигнув успокоения.
  3. «Потом весь свой намаз соверши таким же образом» означает, что вышеуказанный порядок должен присутствовать в каждом ракъате намаза.
  4. Человек, нарушивший хотя бы один из рукнов (столпов) намаза, должен совершить его заново. Это — для него ваджиб.
  5. Ученый человек должен терпеливо обучать шариату тех, кто не знает его.

Каждому из нас следует хорошо изучить этот хадис и, исполняя сказанное в нем, улучшать свой намаз.

Ученые мазхаба Ханафийа основательно проанализировав вышеприведенный хадис и другие аргументы, огласили следующий порядок совершения намаза:

«Человек становится лицом к кибле, не протяжно произносит такбир — «Аллаху Акбар» и, поднимая руки, дотрагивается большими пальцами обех рук до мочек ушей. Затем сцепляет руки под пупком, положив правую ладонь на запястье левой.

Потом произносит санā:

«Субхаанакаллахумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха гойрук».

Затем про себя произносит «Аъуузу биллахи минаш шайтонир роджиим. Бисмиллахир Рохманир Рохим».

Если совершающий намаз следует за имамом, после санā он ничего не произносит. Потому что он не читает Куръан.

Совершающий же намаз в одиночку читает суру «Фатиха» и в конце про себя произносит «Аминь». «Аминь» произносится про себя даже если кираат осуществляется вслух.

После суры «Фатиха» читается любая другая сура или, как минимум, три аята.

После кираата произносится такбир (то есть такбирул ихрам — «Аллаху Акбар») и, не поднимая обеих рук, совершается поясной поклон — рукуъ. При этом, человек должен стоять не сгибая колен, охватив всей пятерней рук обе коленки, растопырив пальцы. Шея не сгибается. Спина держится ровно. В позиции рукуъ самое малое три раза произносится: «Субхана Роббийал Азим».

Потом совершающий намаз в одиночку выпрямляется, произнося «Самиъаллаху лиман хамидах», а выпрямившись, произносит «Роббана лакал хамд».

Имам же произносит только «Самиъаллаху лиман хамидах». Следующий за ним произносит только «Роббана лакал хамд».

После того, как человек выпрямился и встал ровно, он произносит такбир и переходит в земной поклон — саджду. Совершая саджду, сначала касаются земли два колена, потом две руки (ладони) и между рук — голова. В саджде пальцы рук должны быть направлены в направлении киблы. Лоб и нос должны соприкасаться с землей (полом), подмышки — открыты, а живот не должен задевать бедер. Пальцы ног также должны быть направлены в сторону киблы. В положении саджды минимум три раза произносится тасбих — «Субхана Роббийал Аъла».

Далее, произнеся такбир, человек поднимает голову с саджды и садится, достигая спокойствия. Сидя, обе руки произвольно кладутся на бедра.

Затем, произнося такбир, снова совершается саджда, во время которого минимум трижды произносится тасбих — «Субхана Роббийал Аъла».

После этого, произнеся такбир, не садясь и не опираясь, встает с места. Из положения саджды человек, отрывая от земли сначала голову, затем две руки, а затем оба колена, встает во весь рост для совершения второго ракъата.

Второй ракъат совершается точно так же, как и первый. Только во втором ракъате не произносятся такбирул ихрам, санā, аъузу и бисмиллах.

После совершения второй саджды второго ракъата, человек выравнивает (вытягивает) левую ступню ребром на землю и  садится на нее, а правую ступню ставит вертикально, согнув и направив ее пальцы в направлении киблы. Правую руку кладет на правое бедро, а левую — на левое, раскрыв ладони. Далее читает ташаххуд, переданный от Ибн Масъуда радияллаху анху:

«ат-Тахиййату лиллахи вас-солавату ваттоййибату. Ассаламу алайка аййухан набиййу ва рохматуллахи ва барокатуху. ас-Саламу алайнаа ва ала ибадиллаҳис солихиин. Ашхаду ал-лаа илааха иллалаху ва ашхаду анна Муҳаммадан абдуху ва Росулуҳу».

Во время ташаххуда, при произнесении фразы «Лаа илаха», соединив концы большого и среднего пальцев правой руки в кольце и согнув безымянный палец и мизинец, указательным пальцем делает знак  саббаба.

Если намаз двухракъатный, то после ташаххуда читаются солаваты, начинающиеся фразам «Аллохумма соли ала» и «Аллохумма барик ала». После этого произносится молитва (дуа) и совершается приветствие, произнося «Ассаламу алайкум ва рахматуллаах» и поворачивая голову в правую и левую стороны.

Если намаз состоит из трех или четырех ракъатов, завершив ташаххуд после двух ракъатов, следует встать на третий ракъат и продолжить намаз точно так же, как во втором ракъате. В конце намаза, сидя прочитав ташаххуд, салават и дуа, намаз завершается приветствием.

Намаз мужчины немного отличается от намаза женщины. Эти различия заключаются в том, что женщина определенные действия в намазе совершает следующим образом:

 При произнесении «такбирул ихрама» она поднимает руки до уровня высоты плеч.

  1. Во время такбира часть ее рук выше запястья не должны выниматься (обнажиться) из рукавов.
  2. Обе руки она сцепляет, прижимая их к груди.
  3. В положении рукуъ она не разводит (не растопыривает) пальцы, хватаясь за колени.
  4. Не нагибается сильно в положении рукуъ.
  5. В положении рукуъ прижимает к бокам внутренние стороны локтей.
  6. В положении саджды ее живот касается бедер.
  7. В сидячем положении (каъда) она садится на землю, выдвинув носки в правую сторону от себя.
  8. В положении саджды она касается земли обоими локтями .
  9. Не произносит ничего вслух.

 

[1] Серия «Хадисы и жизнь», том 3, «Книга намерения, ихласа и знания».


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.Погребальная молитва mdash это обязанность верующих фард читать полностью

1427 15:03 / 28.06.2021
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума.Пророк саллаллаху алайхи васаллам, Каждый раз вставая ночью на тахаджжуднамаз, произносил Аллахумма Лакал хамду, анта читать полностью

11275 11:36 / 04.10.2022
В религиозной практике есть такие понятия, как .обязательное, фард, .желательное, сунна и нежелательное макрух. Обязательные элементы ndash это те, без которых читать полностью

1838 15:03 / 28.06.2021
Арабское слово quotтаравихquot лексически означает quotотдохновениеquot, quotнаслаждениеquot. Такое название было дано изза небольшой передышки mdash отдыха после каждых читать полностью

13835 06:13 / 28.12.2016
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью