Арабское слово рукн (форма множественного числа аркан) лексически означает «угол». Как и то, что углы представляют собой основные составляющие дома, так и рукны являются основными составляющими намаза. Без них намаз не состоятелен. Рукны в намазе должны исполняться от его начала до конца: их нельзя оставлять или пропускать умышленно или случайно, забыв о них.
В мазхабе Ханафийа вместо слова «рукн» чаще используются выражения «фард» и «ваджиб». В нижеприведенных благородных хадисах речь пойдет о деяниях фард или ваджиб, относящихся к намазу намаза.
عَنْ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا أَبَا دَاوُدَ
Передается от Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, деяния — по намерениям. Поистине, каждому человеку будет воздано по его намерению».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Этот хадис и его полное пояснение было приведено в «Книге намерения»[1]. Здесь часть этого благородного хадиса приводится для того, чтобы показать, что для совершения намаза наличие намерения является фардом. Совершающий намаз обязан принять намерение, иначе его намаз не будет действительным. Лучше если он еще и произнесет это намерение устами.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺ دَخَلَ الْمَسْجِدَ فَدَخَلَ رَجُلٌ فَصَلَّى ثُمَّ جَاءَ فَسَلَّمَ عَلَى النَّبِيِّ ﷺ فَرَدَّ النَّبِيُّ ﷺ عَلَيْهِ السَّلَامَ، فَقَالَ: ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ، فَصَلَّى ثُمَّ جَاءَ فَسَلَّمَ عَلَى النَّبِيِّ ﷺ، فَقَالَ: ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ ثَلَاثًا، فَقَالَ: وَالَّذِي بَعَثَكَ بِالْحَقِّ مَا أُحْسِنُ غَيْرَهُ فَعَلِّمْنِي، فَقَالَ: إِذَا قُمْتَ إِلَى الصَّلَاةِ فَكَبِّرْ، ثُمَّ اقْرَأْ مَا تَيَسَّرَ مَعَكَ مِنَ الْقُرْآنِ، ثُمَّ ارْكَعْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ رَاكِعًا، ثُمَّ ارْفَعْ حَتَّى تَعْتَدِلَ قَائِمًا، ثُمَّ اسْجُدْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ سَاجِدًا، ثُمَّ ارْفَعْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ جَالِسًا، ثُمَّ اسْجُدْ حَتَّى تَطْمَئِنَّ سَاجِدًا، ثُمَّ افْعَلْ ذَلِكَ فِي صَلَاتِكَ كُلِّهَا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَزَادَ أَبُو دَاوُدَ: فَإِذَا فَعَلْتَ هَذَا فَقَدْ تَمَّتْ صَلَاتُكَ، وَمَا انْتَقَصْتَ مِنْ هَذَا شَيْئًا فَإِنَّمَا انْتَقَصْتَهُ مِنْ صَلَاتِكَ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вошел в мечеть. Один человек тоже вошел в мечеть и совершил намаз. Затем тот подошел и поприветствовал Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил на его приветствие и сказал:
— Пойди вернись и соверши намаз, ты не совершил его.
Тот вернулся и совершил намаз. Затем подошел и поприветствовал Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пойди вернись и соверши намаз, ты не совершил его.
Так повторилось три раза. Тогда тот человек сказал:
— Клянусь Тем, Кто отправил Вас с истиной, я не могу лучше! Научите меня.
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда встаешь на намаз, произнеси такбир. Затем, соверши кираат Куръана сколько тебе удастся. Затем соверши рукуъ так, пока не найдешь успокоение (удовлетворение души). Затем встань так, пока выпрямишься ровно. Затем соверши саджду так, пока не найдешь успокоение. Затем подняв голову, садись так, пока не найдешь успокоение. Затем соверши саджду так, пока не найдешь успокоение. Потом весь свой намаз соверши таким же образом».
Передали пятеро.
Абу Давуд также добавил:
«И когда ты сделаешь так, твой намаз будет полноценным. Если ты сделаешь меньше этого, то уменьшишь из своего намаза».
Пояснение: Среди мухаддисов и факихов этот священный хадис получил название «хадис о человеке, плохо совершившем намаз». Он является великим хадисом, вобравшим в себя крайне важные положения о качествах намаза.
Человеком, о котором в повествовании хадиса говорится «вошел в мечеть и совершил намаз», был Халид ибн Рофиъ. Согласно хадису в передаче Насаи, почтенный сподвижник совершил намаз в два ракъата.
Польза, извлекаемая из данного хадиса:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сначала ответил на приветствие, а потом приступил к исправлению ошибки.
Если одни говорят, что его намаз был не принят полностью, то другие утверждают, что его намаз был неполноценным, поскольку в конце хадиса Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Если ты сделаешь меньше этого, то уменьшишь из своего намаза».
Основываясь на этот хадис, улемы мазхаба Ханафийа говорят, что во время намаза фардом является чтение не суры «Фатиха», а чтение аятов столько, сколько ему это удается.
Нименьшее количество времени при этом, в ханафитском мазхабе считается время, достаточное для трехкратного неспешного произнесения фразы «Субхана Роббийал Азиим» — в положении рукуъ и «Субхана Роббийал Аъла» — в положении саджды.
Большинство из нас не обращает на это внимания и совершает рукуъ и саджду слишком быстро, подобно тому человеку, который совершил намаз с ошибками. На самом же деле, во время рукуъ и саджды тасбих следует повторять по одиннадцать раз.
Каждому из нас следует хорошо изучить этот хадис и, исполняя сказанное в нем, улучшать свой намаз.
Ученые мазхаба Ханафийа основательно проанализировав вышеприведенный хадис и другие аргументы, огласили следующий порядок совершения намаза:
«Человек становится лицом к кибле, не протяжно произносит такбир — «Аллаху Акбар» и, поднимая руки, дотрагивается большими пальцами обех рук до мочек ушей. Затем сцепляет руки под пупком, положив правую ладонь на запястье левой.
Потом произносит санā:
«Субхаанакаллахумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха гойрук».
Затем про себя произносит «Аъуузу биллахи минаш шайтонир роджиим. Бисмиллахир Рохманир Рохим».
Если совершающий намаз следует за имамом, после санā он ничего не произносит. Потому что он не читает Куръан.
Совершающий же намаз в одиночку читает суру «Фатиха» и в конце про себя произносит «Аминь». «Аминь» произносится про себя даже если кираат осуществляется вслух.
После суры «Фатиха» читается любая другая сура или, как минимум, три аята.
После кираата произносится такбир (то есть такбирул ихрам — «Аллаху Акбар») и, не поднимая обеих рук, совершается поясной поклон — рукуъ. При этом, человек должен стоять не сгибая колен, охватив всей пятерней рук обе коленки, растопырив пальцы. Шея не сгибается. Спина держится ровно. В позиции рукуъ самое малое три раза произносится: «Субхана Роббийал Азим».
Потом совершающий намаз в одиночку выпрямляется, произнося «Самиъаллаху лиман хамидах», а выпрямившись, произносит «Роббана лакал хамд».
Имам же произносит только «Самиъаллаху лиман хамидах». Следующий за ним произносит только «Роббана лакал хамд».
После того, как человек выпрямился и встал ровно, он произносит такбир и переходит в земной поклон — саджду. Совершая саджду, сначала касаются земли два колена, потом две руки (ладони) и между рук — голова. В саджде пальцы рук должны быть направлены в направлении киблы. Лоб и нос должны соприкасаться с землей (полом), подмышки — открыты, а живот не должен задевать бедер. Пальцы ног также должны быть направлены в сторону киблы. В положении саджды минимум три раза произносится тасбих — «Субхана Роббийал Аъла».
Далее, произнеся такбир, человек поднимает голову с саджды и садится, достигая спокойствия. Сидя, обе руки произвольно кладутся на бедра.
Затем, произнося такбир, снова совершается саджда, во время которого минимум трижды произносится тасбих — «Субхана Роббийал Аъла».
После этого, произнеся такбир, не садясь и не опираясь, встает с места. Из положения саджды человек, отрывая от земли сначала голову, затем две руки, а затем оба колена, встает во весь рост для совершения второго ракъата.
Второй ракъат совершается точно так же, как и первый. Только во втором ракъате не произносятся такбирул ихрам, санā, аъузу и бисмиллах.
После совершения второй саджды второго ракъата, человек выравнивает (вытягивает) левую ступню ребром на землю и садится на нее, а правую ступню ставит вертикально, согнув и направив ее пальцы в направлении киблы. Правую руку кладет на правое бедро, а левую — на левое, раскрыв ладони. Далее читает ташаххуд, переданный от Ибн Масъуда радияллаху анху:
«ат-Тахиййату лиллахи вас-солавату ваттоййибату. Ассаламу алайка аййухан набиййу ва рохматуллахи ва барокатуху. ас-Саламу алайнаа ва ала ибадиллаҳис солихиин. Ашхаду ал-лаа илааха иллалаху ва ашхаду анна Муҳаммадан абдуху ва Росулуҳу».
Во время ташаххуда, при произнесении фразы «Лаа илаха», соединив концы большого и среднего пальцев правой руки в кольце и согнув безымянный палец и мизинец, указательным пальцем делает знак саббаба.
Если намаз двухракъатный, то после ташаххуда читаются солаваты, начинающиеся фразам «Аллохумма соли ала» и «Аллохумма барик ала». После этого произносится молитва (дуа) и совершается приветствие, произнося «Ассаламу алайкум ва рахматуллаах» и поворачивая голову в правую и левую стороны.
Если намаз состоит из трех или четырех ракъатов, завершив ташаххуд после двух ракъатов, следует встать на третий ракъат и продолжить намаз точно так же, как во втором ракъате. В конце намаза, сидя прочитав ташаххуд, салават и дуа, намаз завершается приветствием.
Намаз мужчины немного отличается от намаза женщины. Эти различия заключаются в том, что женщина определенные действия в намазе совершает следующим образом:
При произнесении «такбирул ихрама» она поднимает руки до уровня высоты плеч.
[1] Серия «Хадисы и жизнь», том 3, «Книга намерения, ихласа и знания».