475- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ أُمَّ الْفَضْلِ سَمِعَتْهُ وَهُوَ يَقْرَأُ وَالْمُرْسَلَاتِ عُرْفًا، فَقَالَتْ: يَا بُنَيَّ، وَاللهِ لَقَدْ ذَكَّرْتَنِي بِقِرَاءَتِكَ هَذِهِ السُّورَةَ، إِنَّهَا لَآخِرُ مَا سَمِعْتُ مِنْ رَسُولِ اللهِ ﷺ يَقْرَأُ بِهَا فِي الْمَغْرِبِ.
«Умму Фазл, услышав как он читает “Вал мурсалати урфаа”, сказала:
— О сын мой, клянусь Аллахом, кираатом этой суры, поистине, ты напомнил мне последнее, что я слышала от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он читал ее в намазе магриб».
Пояснение: Умму Фазл — мать Ибн Аббаса радияллаху анху, супруга почтенного Аббаса ибн Абдулмутталиба. Ее звали Лубāба бинти Харис.
Она была сестрой Маймуны бинти Харис, а Умму Фазл — это ее кунйа. Фазл ибн Аббас радияллаху анху также является ее сыном. Он захоронен в Самарканде, в гробнице Шахи Зинда.
Согласно этому хадису, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам читал суру «Вал мурсалати урфаа» в первом и во втором ракъатах магриб-намаза, разделив ее на две части.
674- عَنْ جُبَيْرِ بْنِ مُطْعِمٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ ﷺ يَقْرَأُ بِالطُّورِ فِي الْمَغْرِبِ. رَوَاهُمَا الْخَمْسَةُ.
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в намазе магриб совершал кираат “Ват Тури”».
Оба хадиса передали пятеро.
Пояснение: Сначала познакомимся поближе с Джубайром ибн Мутъимом радияллаху анху:
Его полное имя — Джубайр ибн Мутъим ибн Адий ибн Навфал ал-Курайший, прозвище го кунйа — Абу Мухаммад.
Этот сподвижник был одним из богатых руководителей племени Курайш. Сначала он был врагом Ислама. Но в День фатха Мекки он принял Ислам.
Всего Джубайр передал 60 хадисов. От него хадисы передавали: Сулайман ибн Садр, Абдуррахман ибн Азхар, двое его сыновей — Нафиъ и Мухаммад. Он умер в 53 году хиджры.
Этот случай Джубайр ибн Мутъим радияллаху анху более подробно излагает следующим образом:
«Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам я прибыл в Медину, чтобы поговорить с ним о тех, кто был пленен в битве при Бадре. Когда я прибыл, он совершал намаз магриб вместе с сподвижниками. Услышав, как он произносил “Инна азаба Роббика лавакиъ” («Поистине, мучение Господа твоего непременно осуществится»), у меня чуть не разорвалось сердце. Когда он освободился, я обратился к нему по поводу пленных. Он сказал:
«Если бы пришел старец (имеется ввиду его отец — Мутъим ибн Адий), я бы принял заступничество за них».
Из этого хадиса следует, что в намазе магриб кираат совершается вслух. О том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам читал суру «Ват Тури» в намазе магриб: полностью или разделял ее на два ракъата, ничего не известно. Поскольку ни в этом хадисе, ни в других об этом не говорится открыто и ясно, а упоминяются лишь некоторые аяты.
Поэтому улемы считают, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам обычно не читал в намазе магриб такие длинные суры, как «Ват Тури», а скорее всего читал некоторые ее аяты.
Муазу ибн Джабалу радияллаху анху, чрезмерно растянувшему намаз обременив людей, Пророк саллаллаху алайхи васаллам дважды сказал: «О Муаз, неужто ты смутьян!»
774- وَصَلَّى ابْنُ مَسْعُودٍ إِمَامًا فِي الْمَغْرِبِ فَقَرَأَ فِيهَا بِقُلْ هُوَ اللهُ أَحَدٌ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Значит, во время магриб-намаза можно читать и короткие суры. Поскольку такой великий сподвижник, как Абдуллах ибн Масъуд не делал бы этого если бы не видел подобное от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
874- عَنِ الْبَرَاءِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ ﷺ قَرَأَ فِي الْعِشَاءِ بِالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ، فَمَا سَمِعْتُ أَحَدًا أَحْسَنَ صَوْتًا مِنْهُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا أبَا دَاوُدَ.
«Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам в намазе магриб совершал кираат “Ват тийни ваз зайтуни”. Я не слышал более красивого, чем у него, голоса».
Передали пятеро, кроме Абу Давуд.
Пояснение: В данном хадисе названа сура, прочитанная в намазе манриб и говорится о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обладал самым красивым голосом.
.