Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, незадолго до своего совершеннолетия2 я приехал верхом на ослице в Мину3, где Посланник Аллаха (с.а.с.), перед которым не было стены4, в это время совершал молитву. И я прошел перед частью ряда (молившихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял свое место в ряду, и никто не высказал мне порицания»5.
1. Целью данной главы является приведение довода тому, что совершеннолетие не является условием восприятия хадисов. Ибн Абд аль-Барр сказал, что имеется единогласие в приемлемости хадисов, выслушанных малолетним. Ибн Хаджар сказал, что это является доказательством тому, что слова Йахйи ибн Ма’ина о том, что минимальным возрастом воспринятия хадисов является пятнадцатилетний возраст, понимаются как его мнение о границе самостоятельного поиска знания. Группа сподвижников и тех, кто пришел после них запомнила сообщения в малолетнем возрасте, и их сообщения были приняты. Что касается хадиса о том, что Пророк (с.а.с.) отказал Ибн ’Умару участвовать в сражении, пока он не достиг пятнадцатилетнего возраста, то для сражения требуется сила, которая появляется с достижением совершеннолетия. А для принятия сообщений требуется разум, что достигается в возрасте различения (5-7 лет). Аль-Ауза’и привел в качестве доказательства этому хадис: «Велите им совершать молитву в семь лет». См. «Фатх аль-Бари».
2. Возраст, начиная с которого дееспособный мусульманин должен выполнять все обязанности, возлагаемые на него шариатом. См. «Фатх аль-Бари».
3. Минa – долина близ Мекки, где паломники, совершающие хадж, бросают камешки в каменные столбы, символизирующие собой Иблиса.
4. Известный мухаддис ханафитского мазхаба Ибн ат-Туркмани («Джаухар ан-наки» 2/273), а также Ибн Дакык аль-’Ийд («Шарх ’умда аль-ахкам» 2/458) сказали, что отсутствие стены не обязывает отсутствие преграды. И это усиливается тем, что аль-Бухари привел этот хадис под заглавием: «Преграда имама является преградой для стоящих позади него». А ан-Навави сказал в комментарии к «Сахиху Муслима»: «В этом содержится довод тому, что преграда имама является преградой стоящим позади него». Некоторые ученые сказали, что слова: «Перед которым не было стены», – не переданы четырьмя заслуживающими доверия рассказчиками. А один рассказчик передал это дополнение в одних сообщениях, и не передал его в других больших своих сообщениях. И поэтому они сказали, что это дополнение является противоречащим достоверным сообщениям, из-за чего большинство авторов достоверных сборников не привели его. Ибн Хузайма также указывал на это и с твердостью говорил, что Пророк (с.а.с.) в этом событии молился, установив перед собой копье («Сахих Ибн Хузаймы» 2/25/838-839).
5. Этот хадис свидетельствует о том, что компетенция не является условием для восприятия сообщений. Она является условием лишь для их передачи. См. «Фатх аль-Бари».
Из книги «Мухтасар Сахих аль-Бухари»
Имам аз-Зубайди
..