Имя и происхождение
Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами аль-Буги ат-Термези. Прозвище (кунья) — Абу Иса ( т.е. отец Исы). Во многих источниках о происхождении Термези приводятся аналогичные данные. Есть две версии относительно его родословной. Первая — Мухаммад ибн Иса ибн Язид ибн Саура ибн Шаддад, вторая — Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ас-Сакан.
Дата рождения
Ат-Термези родился в 209 году Хиджры (824–825г.г.). Хафиз аз-Захаби в своей книге «Мизан-аль-и‘тидаль» сообщает дату его смерти — 279 г.х., затем говорит: «Ко времени смерти было ему семьдесят лет». Выдающийся ученый Мулла Али аль-Кари в книге «Аш-шамаиль» передал то же самое.
Место рождения
Имам ат-Термези родился в Узбекистане, в деревне Буг или в городе Термез. Его называют аль-Буги, так как происхождение его относят к этой деревне: либо он родился, либо жил и умер в ней. Мулла Али аль-Кари передает со слов самого Термези: «При Лейсе ибн Саяре его отец проживал в Марвазе, после переселился в Термез». Буг относится к городу Термез, находится от него на расстоянии шести фарсангов (12.000 шагов, четырех часов пешего пути). Он расположен у самого берега реки Джейхун (совр. Амударья), очень старинный и удивительный город. ( Джейхун называют еще «рекой Балх».) Термези имеет большие заслуги в деле процветания исламских знаний в Туркестане. Термез был связующим звеном между Самаркандом и Бухарой, с одной стороны, и Балхом, старинным центром просвещения, с другой. Поэтому происхождение многих ученых связывают с этим регионом. Один из этих ученых — Абдулла Мухаммад ибн Бишр Хаким Термези (243–320 г. х, 895–932 г. г.). Он создал более 300 трудов, из них до нас дошли 57.
Поиски и путешествия
В двадцать лет Термези учился у шейха Исхака ибн Рахвайха Марвази и у многих других ученых. Двадцати пяти — двадцати шести лет он поехал в Ирак, в город Басру, брал уроки у выдающихся ученых. После отправился в Хиджаз. О пребывании его в Багдаде, Египте, Шаме в источниках не упомянуто. Причиной этому является неспокойная обстановка тех лет. Путешествия Термези затянулись, на родину он вернулся лишь в 250 г.х. Отсюда известно, что он двадцать лет собирал хадисы за пределами своей родины. После приезда он много беседовал с Имамом аль-Бухари, они совместно пересматривали хадисы. После этого он начал писать книгу «Аль-Джами‘-ас-сахих».
Наставники и ученики ат-Термези
Термези встречался со многими первыми Имамами. Это время — 3 век Хиджры, когда наука о хадисах достигла своих высот — было кульминационным временем в развитии хадисоведения. Имамы, авторы шести знаменитых книг хадисов «Кутуби ситта», достигли своего совершенства в этом «золотом веке». Ниже приведены даты рождения и смерти авторов этих книг хадисов:
1. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах аль-Бухари (194–256 г.х.)
2. Муслим ибн Хаджжадж аль-Кушайри Абуль-Хусейн (204–261 г.х.)
3. Абу Иса Мухаммад ат-Термези (209–279 г.х.)
4. Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас ас-Сиджистани (202–275 г.х.)
5. Ахмад ибн Шу‘айб Абу Абдель-Рахман ан-Насаи (215–303 х.)
6. Ибн Маджа Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Абу Абдуллах (209–273 г.х.) Следующие шейхи принимали участие в передаче хадисов авторам шести книг: Мухаммад ибн Башшар Бундер (167–252 г.х.) Мухаммад ибн аль-Мусанна Абу Муса (167–252 г.х.)
В книге «Ат-Тахзиб» говорится о странствиях Термези и о его встречах с учеными Ирака, Хорасана, Хиджаза. Ахмад Мухаммад Шакир, в прошлом кади (судья) Египта, передает: «Не могу сказать, что Термези был в Багдаде, так как у него нет хадисов от величайшего мухаддиса Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбала (164–241), Хафиз Абу Бакр аль-Хатыб написал бы в своей книге «Тарих-уль-Багдад» об этом». На Термези ссылаются при передаче многих хадисов. Некоторые из них встречаются в книгах «Тазкират-уль-хуффаз» («Хронология хафизов») и «Ат-Тахзиб». Первый рассказчик, передававший хадисы от Термизи,— это аль-Махбуби. Ибнуль-Имад говорит об этом: «Абуль-Аббас Махбуби — Мухаммад ибн Ахмад ибн Махбуб аль-Марвази, мухаддис, шейх и руководитель города Мерв, умерший в месяце Рамадан, в 97 лет, в 346 году Хиджры, передал хадисы от автора книги «Сунан Термези» ( т.е. от Термези)».
Мнения ученых о личности Термези и его трудах
Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворен больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная Имаму Термези, приводится в книге «Аль-Миркат», том 1, стр. 22. Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, передавая от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра, сказал: «Мухаммад Ибн Иса ибн Саура ат-Термези является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Аль-Джами‘» («Сунан ат-Термези»), «Ат-Таварих» и «Аль-Халь» написал высокообразованный и квалифицированный ученый. Он являл собой пример абсолютной памяти». Сам‘ани так характеризовал ат-Термези: «Он один из самых основательных и превосходных ученых. У него есть очень ценные труды по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов». Ибнуль-Имад аль-Ханбали в книге «Шузурат-уз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем». Аль-Хаким Абу Ахмад передает слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари, я жил в Хорасане. После него
не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества как опоры, кроме Абу Исы (Термези). Термези пролил много слез, впоследствие лишился зрения и так прожил долгие годы». В книге «Ат-Тахзиб», Хафиз Юсуф ибн Ахмад аль-Багдади говорит о Термези: «В конце своей жизни Термези потерял зрение».
Мнения о книге «Сунан»
Ибнуль-Асир говорит в книге «Тарих» («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается «Аль-джами‘-уль-кабир» ( «Большой сборник», т.е. «Сунан Термези»). В книге «Кашф-уз-Зуннун» о сборнике «Сунан Термези» говорится: «Этот сборник — третья книга из числа шести известнейших книг — «Кутуби ситта». Его называют «Аль-Джами‘-ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название распространеннее. Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси сказал: «Для меня это книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные ученые, а книгой Термези может пользоваться каждый». Выдающийся ученый Ташкуприлзаде в сборнике «Тарджима-уль-халь» сказал: «(Термези) оставил много трудов в сфере хадисоведения. «Аль-Джами‘-ас-сахих» среди них — самый сжатый, самый полезный, с самым малым количеством повторений. В нем есть некоторые особенности, которые не встречаются в других книгах хадисов: уделено внимание мнениям мазхабов и их отводам хадисов, указаны категории хадисов — «сахих», «хасан», «гариб», уделено место для науки отвода и подтверждения; в конце книги есть специальная часть, где говорится об обычаях. Книга содержит много полезного». Надеемся, что читатели книги не раз убедятся в этом». Хафиз Абуль-Фадль аль-Макдиси, проведя критический анализ книги, сказал: «В книге Абу Исы (Термези), хадисы распределены по четырем категориям: а) хадисы, признанные абсолютно достоверными; к этой категории относятся хадисы Муслима и Бухари;
б) хадисы, переданные Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджей; эти хадисы занимают вторую степень; в) категория отвергаемых хадисов, у которых выявлены недостатки, поэтому к ним надо относиться особо осторожно; г) Термези о четвертой категории хадисов сказал: «Для этой части я выбрал те хадисы, которые приводились и использовались факихами (учеными)». Эти хадисы не ограничены какой-либо категорией. Ими воспользовались ученые в качестве доказательства в своей работе, поэтому не смотрели на иснад, достоверность. Термизи привел безукоризненно полные пояснения к хадисам этой группы. Термези о своем «Сунане» сказал: «Закончив эту книгу, я предложил ее вниманию ученых Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли ее и дали свое одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (да благословит Его Аллах и да приветствует!)»
Из книги: «Абу Иса Мухаммад ат-Термези и его собрание хадисов»
..