1446 год 27 Зулкаъда | 2025 год 24 май, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Абу Иса Мухаммад ат-Термези

12:00 / 18.06.2019 4983 Режим чтения + -


Имя и происхождение

Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ад-Даххак ас-Сулами ал-Буги ат-Термези. Прозвище (кунья) — Абу Иса (т.е. отец Исы). Во многих источниках о происхождении Термези приводятся аналогичные данные. Есть две версии относительно его родословной. Первая — Мухаммад ибн Иса ибн Язид ибн Саура ибн Шаддад, вторая — Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн ас-Сакан.

Дата рождения

Ат-Термези родился в 209 году Хиджры (824–825г.г.). Хафиз аз-Захаби в своей книге «Мизан-ал-иътидал» сообщает  дату его смерти — 279 г.х., затем говорит: «Ко времени смерти было ему семьдесят лет». Выдающийся ученый Мулла Али ал-Кари в книге «Аш-шамаил» передал то же самое.

Место рождения

Имам ат-Термези родился в Узбекистане, в деревне Буг или в городе Термез. Его называют ал-Буги, так как происхождение его относят к этой деревне: либо он родился, либо жил и умер в ней. Мулла Али ал-Кари передает со слов самого Термези: «При Лейсе ибн Саяре его отец проживал в Марвазе, после переселился в Термез». Буг относится к городу Термез, находится от него на расстоянии шести фарсангов (12.000 шагов, четырех часов пешего пути). Он расположен у самого берега реки Джейхун (совр. Амударья), очень старинный и удивительный город. ( Джейхун называют еще «рекой Балх».) Термези имеет большие заслуги в деле процветания исламских знаний в Туркестане. Термез был связующим звеном между Самаркандом и Бухарой, с одной стороны, и Балхом, старинным центром просвещения, с другой. Поэтому происхождение многих ученых связывают с этим регионом. Один из этих ученых — Абдулла Мухаммад ибн Бишр Хаким Термези (243–320 г. х, 895–932 г. г.). Он создал более 300 трудов, из них до нас дошли 57.

 Поиски и путешествия

В двадцать лет Термези учился у шейха Исхака ибн Рахвайха Марвази и у многих других ученых. Двадцати пяти — двадцати шести лет он поехал в Ирак, в город Басру, брал уроки у выдающихся ученых. После отправился в Хиджаз. О пребывании его в Багдаде, Египте, Шаме в источниках не упомянуто. Причиной этому является неспокойная обстановка тех лет. Путешествия Термези затянулись, на родину он вернулся лишь в 250 г.х. Отсюда известно, что он двадцать лет собирал хадисы за пределами своей родины. После приезда он много беседовал с Имамом Бухари, они совместно пересматривали хадисы. После этого он начал писать книгу «Ал-Джамиъ-ас-сахих».

 Наставники и ученики ат-Термези

Термези встречался со многими первыми Имамами. Это время — 3 век Хиджры, когда наука о хадисах достигла своих высот — было кульминационным  временем в развитии хадисоведения. Имамы, авторы шести знаменитых книг хадисов «Кутуби ситта», достигли своего совершенства в этом «золотом веке». Ниже приведены даты рождения и смерти авторов этих книг хадисов:

1. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах Бухари (194–256 г.х.)

2. Муслим ибн Хаджжадж ал-Кушайри Абул-Хусейн (204–261 г.х.)

3. Абу Иса Мухаммад ат-Термези (209–279 г.х.)

4. Абу Дауд Сулейман ибн ал-Ашъас ас-Сиджистани (202–275 г.х.)

5. Ахмад ибн Шуъайб Абу Абдел-Рахман ан-Насаи (215–303 х.)

6. Ибн Маджа Мухаммад ибн Язид ибн Маджа Абу Абдуллах (209–273 г.х.) Следующие шейхи принимали участие в передаче хадисов авторам шести книг: Мухаммад ибн Башшар Бундер (167–252 г.х.) Мухаммад ибн ал-Мусанна Абу Муса (167–252 г.х.)

В книге «Ат-Тахзиб» говорится о странствиях Термези и о его встречах с учеными Ирака, Хорасана, Хиджаза.  Ахмад Мухаммад Шакир, в прошлом кади (судья) Египта, передает: «Не могу сказать, что Термези был в Багдаде, так как у него нет хадисов от величайшего мухаддиса Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбала (164–241), Хафиз Абу Бакр ал-Хатыб написал бы в своей книге «Тарих-ул-Багдад» об этом». На Термези ссылаются при передаче многих хадисов. Некоторые из них встречаются в книгах «Тазкират-ул-хуффаз» («Хронология хафизов») и «Ат-Тахзиб». Первый рассказчик, передававший хадисы от Термизи,— это ал-Махбуби. Ибнул-Имад говорит об этом: «Абул-Аббас Махбуби — Мухаммад ибн Ахмад ибн Махбуб ал-Марвази, мухаддис, шейх и руководитель города Мерв, умерший в месяце Рамадан, в 97 лет, в 346 году Хиджры, передал хадисы от автора книги «Сунан Термези» ( т.е. от Термези)».

Мнения ученых о личности Термези и его трудах

Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворен больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная Имаму Термези, приводится в книге «Ал-Миркат», том 1, стр. 22. Хафиз Абул-Фадл Мухаммад ибн Тахир ал-Макдиси, передавая от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада  ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра, сказал: «Мухаммад Ибн Иса  ибн Саура ат-Термези является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Ал-Джамиъ» («Сунан ат-Термези»), «Ат-Таварих» и «Ал-Хал» написал высокообразованный и квалифицированный ученый. Он являл собой пример абсолютной памяти». Самъани так характеризовал ат-Термези: «Он один из самых основательных и превосходных ученых. У него есть очень ценные труды  по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов». Ибнул-Имад ал-Ханбали в книге «Шузурат-уз-захаб» говорит: «Среди современников он был самым превосходным по памяти, а по мастерству был недосягаем». Ал-Хаким Абу Ахмад передает слова своего наставника: «В то время, когда умер Мухаммад ибн Исмаил Бухари, я жил в Хорасане. После него не осталось никого в сфере науки, в деле подвижничества как опоры, кроме Абу Исы (Термези). Термези пролил много слез, впоследствие лишился зрения и так прожил долгие годы». В книге «Ат-Тахзиб», Хафиз Юсуф ибн Ахмад ал-Багдади говорит о Термези: «В конце своей жизни Термези потерял зрение».

Мнения о книге «Сунан»

Ибнул-Асир говорит в книге «Тарих» («История»): «Он являлся имамом и хафизом. Написал бесценные труды. Самым совершенным сборником из них считается  «Ал-джамиъ-ул-кабир» («Большой сборник»,  т.е. «Сунан Термези»). В книге «Кашф-уз-Зуннун» о сборнике «Сунан Термези» говорится: «Этот сборник — третья книга из числа шести известнейших книг — «Кутуби ситта». Его называют «Ал-Джамиъ-ас-сахих» («Достоверный сборник»), а также «Сунан». Но первое название распространеннее. Хафиз Абул-Фадл ал-Макдиси сказал: «Для меня это книга полезнее книг Бухари и Муслима, потому что из них могут почерпнуть знания только высокообразованные ученые, а книгой Термези может пользоваться каждый». Выдающийся ученый Ташкуприлзаде в сборнике «Тарджима-ул-хал» сказал: «(Термези) оставил много трудов в сфере хадисоведения. «Ал-Джамиъ-ас-сахих» среди них — самый сжатый, самый полезный, с самым малым количеством повторений. В нем есть некоторые особенности, которые не встречаются в других книгах хадисов: уделено внимание мнениям  мазхабов и их отводам хадисов, указаны категории хадисов — «сахих», «хасан», «гариб», уделено место для науки отвода и подтверждения; в конце книги есть специальная часть, где говорится об обычаях. Книга содержит много полезного». Надеемся, что читатели книги не раз убедятся в этом». Хафиз Абул-Фадл ал-Макдиси, проведя критический анализ книги, сказал: «В книге Абу Исы (Термези), хадисы распределены по четырем категориям: а) хадисы, признанные абсолютно достоверными; к этой категории относятся хадисы Муслима и Бухари;

б) хадисы, переданные Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджей; эти хадисы занимают вторую степень; в) категория отвергаемых хадисов, у которых  выявлены  недостатки, поэтому к ним надо относиться особо осторожно; г) Термези о четвертой категории хадисов сказал: «Для этой части я выбрал те хадисы, которые приводились и использовались факихами (учеными)». Эти хадисы не ограничены какой-либо категорией. Ими воспользовались ученые в качестве доказательства в своей работе, поэтому не смотрели на иснад, достоверность. Термизи привел безукоризненно полные пояснения к хадисам этой группы. Термези о своем «Сунане» сказал: «Закончив эту книгу, я предложил ее вниманию ученых Хиджаза, Хорасана, Ирака. Они приняли ее и дали свое одобрение. У того, кто хранит эту книгу, в доме как будто бы говорит сам Пророк (да благословит Его Аллах и да приветствует!)»

Из книги: «Абу Иса Мухаммад ат-Термези и его собрание хадисов»


Источник
islam.uz
Статьи по теме
.Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху да будет доволен им Аллах«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал«Ислам зиждется на пяти читать полностью

6018 09:24 / 28.12.2016
.Рамадан стучится в каждый дом. Он приходит, и все расцветает вокруг, начинает жить новой жизнью, как будто сказка становится былью. Кругом царит доброта и любовь, читать полностью

9731 04:28 / 03.01.2017
.О благословенном, бесподобном нраве Пророка алайхиссалам можно говорить без конца   Передается от Абу Саъийда радияллаху анху«Пророк саллаллаху алайхи читать полностью

4250 06:17 / 05.01.2017
Если бы религиозность была глупостью, то я предпочел бы жизнь без религии.Если бы религия затрудняла жизнь, соглашалась с несправедливостью, или была бы расовым читать полностью

10102 04:44 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью