عن عقبة بن عامر قال: قال رسول الله -صلى الله عليه وسلم-: «خير النكاح أيْسَرُه»، وقال النبي -صلى الله عليه وسلم- لرجل: أتَرضى أن أُزَوِّجَكَ فُلانة «قال: نعم، قال لها: أترْضَين أن أُزوِّجَكِ فلانا» قالت: نعم، فزوجها رسول الله -صلى الله عليه وسلم-، ولم يَفرض صداقًا، فدخل بها، فلم يُعطها شيئًا، فلما حضرتْهُ الوفاة قال: إن رسول الله -صلى الله عليه وسلم- زوجني فلانة، ولم أُعطها شيئًا، وقد أعطيتها سَهمي من خَيبر، فكان له سهم بخيبر فأخذتْهُ فباعتْهُ فبلغ مائة ألف.
[صحيح.] - [رواه أبو داود.]
Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: “Самым лучшим из браков является наипростой из них”. Также он рассказал хадис о том, что однажды Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) спросил одного мужчину: “Ты согласишься, если я женю тебя на такой-то женщине?” Он ответил: “Да”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил эту женщину: “Ты согласишься, если я выдам тебя замуж за такого-то мужчину?” Она ответила: “Да”. И тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) выдал её замуж за него, не установив предбрачный дар. Мужчина вступил с этой женщиной в супружеские права, ничего не дав ей в качестве предбрачного дара. А когда этот мужчина находился при смерти, он сказал: “Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), женил меня на такой-то женщине, и я ничего не дал ей. Отдайте же ей мою долю из (надела) Хайбара”. У этого мужчины был надел в Хайбаре. Его жена взяла этот надел и продала его за сто тысяч”.
Разъяснение
в этом хадисе Укба ибн Амир, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) побуждал к облегчению брака, то есть к необременительному предбрачному дару. Данный хадис указывает на желательность незначительного предбрачного дара, а также свидетельствует о том, что большой предбрачный дар противоположен тому, что лучше, хотя он тоже дозволен. Дело в том, что небольшой предбрачный дар не создаёт трудностей тем, кто желает вступить в брак, способствует заключению большего количества браков, облегчает женитьбу беднякам и приводит к увеличению человеческого рода, что является одной из важнейших целей брачного союза. Затем ‘Укба, да будет доволен им Аллах, сообщил о том, что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) предложил одному мужчине женить его на некой женщине, а затем предложил той женщине выйти за этого мужчину замуж. Получив согласие обеих сторон, Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сочетал их браком, но при этом мужчина не определил для женщины предбрачный дар, вступив в свои супружеские права, не дав ей ничего. А когда этот мужчина находился при смерти он дал своей жене в качестве предбрачного дара земельный надел в Хайбаре, доставшийся ему после распределения военной добычи. Его жена приняла этот дар, после чего продала его. И вырученная за земельный надел сумма составила сто тысяч.
Islom.uz