Ученые дали терпению многочисленные определения. Из них наиболее близким к сути является определение, данное Зунунном аль-Мисри: «Терпение — это отдаленность от противоречивого и спокойствие в испытаниях соблазнами, и выражение удовлетворенности в бедности» [74, т, 1, с. 194].
Ученые разделили терпение на различные категории, которые сводятся к трем основным: терпение в послушании Всевышнему, терпение в отказе от грехов, терпение в бедах (см.: [12], [22], а также другие обширные книги).
Терпение в послушании — это принципиальность и твердость в выполнении предписаний Аллаха, постоянство стремления в телесных, душевных и материальных благослужениях и приверженность Аллаху. Это повеление добра и отрешение от всего запретного, а также претерпевание всех трудностей и лишений при этом. Всевышний Аллах, рассказывал о Лукмане, говорит:
«О сын мой, твори молитву, зови к добру, отвращай от зла и будь терпелив в бедах, постигающих тебя» (37:17).
Аллах клянется, что счастливы будут те, в ком возобладают четыре свойства: вера, добрые поступки, желание добра умме и терпеливость во всем этом. Всевышний сказал:
«Клянусь временем, несомненно, люди в убытке, кроме тех, которые уверовали, творили добрые деяния и заповедовали друг другу истину и терпение» (103:1-3).
Терпение в отказе от грехов — это борьба с плотскими страстями и силой зла, которую пробуждает сатана. Когда человек борется с ней и очищается от нее, он достигает совершенного наставления Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
«А тех, кто радел за [дело] Наше, наставим Мы на пути Наши» (29:69).
Такой человек будет счастливым согласно благой вести Аллаха:
«Преуспел тот, кто очистился, поминал имя Господа своего и творил молитву» (87:14—15).
Также Аллах говорит:
«Тому, кто страшится предстать пред Господом своим, кто удерживает себя от страсти, - поистине, прибежищем будет Рай» (79:40—41).
Терпение в бедах означает осознание того, что мирская жизнь — это испытание. Воистину, Великий Аллах испытывает веру Своих рабов, чтобы отделить чистоту от нечисти и уверовавших от лицемеров. Всевышний сказал:
«Неужели люди полагают, что оставят их в покое и не подвергнут испытанию только оттого, что скажут они: «Уверовали мы»» (29:1—2)
Также Аллах сказал:
«Будем испытывать Мы людей страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах. Обрадуй же терпеливых, которые, если постигнет их беда, говорят: «Поистине, принадлежим ми Аллаху и, поистине, к Нему мы вернѐмся». Это те, кому дарует Всевышний благословение и милость Свою» (2:155-157).
Нет сомнений в том, что уверовавший встречает эти беды терпеливо, а порой и с удовольствием и радостью, так как он знает, что эти невзгоды снисходят на него для искупления его проступков и грехов, как сказал об этом Посланник Аллаха : «Что бы ни коснулось мусульманина из бед, невзгод, печали, огорчений, вреда и переживаний, даже заноза, вонзившаяся в него, этим Аллах искупает его проступки»133. Также он знает, что эти беды возвышают степень терпеливых рабов возле Аллаха, когда Он встречает их довольствующимися и смиренными. Ведь сказал Посланник Аллаха : «Когда раб получает от Аллаха степень, которой он достиг не благодаря своим поступкам, то Аллах испытывает его в его теле, в его семье и в его имуществе, даруя ему силу в терпеливости, пока не получит он ту степень от Аллаха»134. (стр. 123)
133. Аль-Бухари, Муслим; от Са'ида и Абу Хурайры.
134. Абу Дауд, от Мухаммада ибн Халида ас-Салями.
Абдуль-Кадыр Иса
«Истина суфизма»