Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов» (Бухари, Муслим).
Этот мир – не более чем испытание, в котором все люди сталкиваются с трудностями и проблемами, раскрывающие их терпение и стойкость. Эти испытания бывают разными: бедность, болезни, опасная среда жизни, утрата близких и родных и многое другое.
Всевышний Аллах говорит: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (ал-Бакара, аяты 155–157).
В другом аяте Всевышний Аллах говорит: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (ал-Мулк, аят 2).
Поскольку испытания и трудности неизбежны, Ислам не позволяет верующим укрыться от них, не указывая в тоже время на такое отношение и принятие испытаний, которое, в итоге, приведет к благу для них. В этом хадисе как раз и указывается этот сценарий развития.
Чтобы уравновесить негативные последствия страданий, Ислам привлекает наше внимание к их ожидаемым плодам. Проблемы и неприятности служат средством искупления грехов и повышения положения верующего в будущей жизни.
Этот оптимистичный и позитивный подход защищает мусульман от того, чтобы пасть жертвой отчаяния и горя. Здесь уместно привести некоторые хадисы, которые подчеркивают эту идею:
«Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
«Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из болезней» (Бухари).
«И не перестанут тяготы и беды постигать раба Аллаха до тех пор, пока он не будет шагать по земле безгрешным» (Ибн Маджа).
Вышеупомянутые хадисы не должны быть приняты за призыв к фатализму и пораженчеству. Послание, которое передают хадисы, заключается в том, что каждый мусульманин должен ожидать трудностей и готовиться выдерживать их.
Этот пункт делает различие между тем, кто доверяет Аллаху и верит в Его милость, и тем, кто чувствует, что он один в этом мире, что он сталкивается с его огромными проблемами, будучи лишенным любого источника поддержки или помощи.
Эти хадисы призваны вселить в сердца верующих надежду и избавить их от негативных мыслей и мрака безнадежности. Для более глубокого понимания этой истины, приведены следующие хадисы:
Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: «Если бы я сделал так, было бы то-то и то-то!», – но говори: «Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал», – ибо, поистине, эти «если» открывают шайтану путь к делам его» (Муслим).
«Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей» (Тирмизи).
Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (аш-Шура, аят 30).
Али бин Абу Талиб, услышавший этот аят сказал: «Этот аят самый обнадеживающий в Куръане. Если мои грехи будут искуплены через страдания и бедствия, и, кроме того, Аллах прощает много других грехов, то что из моих грехов останется после такого искупления и прощения?».
Действительно, испытания часто оставляют сердца разбитыми, а наших близких огорченными, однако верующий знает как обратить испытания в источник силы.
В завершение приведем еще одни прекрасные слова Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам):
«Больше всех из людей подвергаются испытаниям Пророки, затем те, кто был ближе к ним своей верой, затем те, кто был ближе к этим. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии веры. Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания.
Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов».