Улемы-халафы мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, тщательно и всесторонне изучив благословленные аяты и хадисы о сифатах и прекрасных именах Всевышнего Аллаха, пришли к единому мнению о том, что существует двадцать сифатов Всевышнего Аллаха, которые они разделили их на четыре группы.
I. Сифат сущности (нафсий).
Здесь подразумевается неизменный сифат, указывающий только на сущность, не обозначающий иных дополнительных сифатов.
У Всевышнего Аллаха лишь один сифат сущности и это — сифат вуджуда (бытия, существования).
II. Отрицающие сифаты (салбий).
Здесь подразумеваются сифаты, указывающие на устранение сифатов, недостойных Всевышнего Аллаха.
Отрицающих сифатов пять:
• Древность;
• Вечность;
• Противоположность вновь появляющимся;
• Существование вне зависимости от чего-либо;
• Единственность.
Каждое из вышеперечисленных качеств вобрало в себя отрицание качеств, недостойных Всевышнего Аллаха. По этой причине они называются отрицающими сифатами.
III. Сифаты значений (маъна).
При этом подразумеваются качества, имеющиеся в сущности Всевышнего Аллаха и требующие определенного положения по отношению к Нему. К примеру, сифат знания (качество обладания знанием) требует, чтобы обладатель этого сифата владел знанием.
Сифатов значений семь:
• Могущество;
• Воля;
• Знание;
• Жизнь;
• Слух;
• Зрение;
• Речь;
Всевышний Аллах воплощает в Себе смыслы и значения этих сифатов. Он — Могущественный, Повелевающий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий, Говорящий.
IV. Сифаты относительности (маънавий).
Качества, указанные в этой группе, не что иное, как следствие предыдущих сифатов значений. Другими словами, сифаты относительности представляют собой положения, вытекающие из утвержденности сифатов значений.
Сифатов относительности семь:
• Могущественность Всевышнего Аллаха;
• То, что Всевышний Аллах — Волеизъявляющий;
• То, что Всевышний Аллах — Знающий;
• То, что Всевышний Аллах — Живой;
• То, что Всевышний Аллах — Слышащий;
• То, что Всевышний Аллах — Видящий;
• То, что Всевышний Аллах — Говорящий.
Эти семь качеств непосредственно связаны с предыдущими семью качествами. Именованию их «сифатами относительности» способствовало то, что они являются относительной частью значений обладаемых качеств, перечисленных в предыдущей группе.
Из книги «Суннитские вероубеждения»