Слово «гусл» лексически означает поливание водой поверх чего-либо.
В шариате же гуслом называется поливание воды по всему телу с намерением стать ближе к Всевышнему Аллаху.
То обстоятельство, что гусл в нашем шариате предписан как ваджиб-деяние, имеет много мудростей.
Прежде всего гусл — это ибадат, деяние, необходимое для сближения с Всевышним Аллахом.
А потом гусл — чрезвычайно важный фактор для чистоты, опрятности и здоровья.
К тому же гусл представляет собой очищение от некоторых нечистот, появляющихся на теле человека вследствие причин, делающих гусл ваджибом, а также в некоторой степени восстанавливает в теле те параметры, которые были утрачены вследствие семяизвержения.
У человека, совершившего гусл после половой близости или ихтилама (поллюции), улучшается кровообращение, восстанавливается бодрость.
Также человек очищается от грехов благодаря гуслу, совершенному с намерением, ради довольства Аллаха.
ФАРДЫ ГУСЛА
Фарды гусла состоят из полоскания полости рта, носа и омытия всего тела.
Из этого предложения становится ясным, что фардом (обязательными деяниями) в гусле являются три действия:
1. Полоскание рта.
Разумеется, всем известно, что тщательное полоскание полости рта входит в один из фардов гусла. Без этого не может быть гусла.
2. Полоскание носа.
Тщательное, преувеличенное полоскание носа также считается фардом гусла.
3. Омытие всех участков тела.
Мытье всех участков тела, не оставляя ни одного места ни под каким волоском, считается также фардом гусла.
Хукм о том, что гусл является фардом, был взят из суры «Маида»:
«А если вы [находитесь] в состоянии джунуб (осквернения), то очиститесь» (аят 6).
Здесь заложен смысл очищения всех доступных для омытия мест.
Всевышний Аллах также в суре «Ниса» сказал:
«И [не находитесь в мечети] будучи оскверненными — кроме как будучи проходящими дорогу — пока не совершите гусл» (аят 43).
Эти два аята содержат смысл омовения полости рта, носа и всего тела.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, под каждым волоском есть джанаба (скверна). Так, мойте волосы и очищайте кожу».
Передали Тирмизи и Абу Давуд.
В другой передаче этого хадиса сказано:
«“Кто оставит неомытым место хотя бы под одним волоском, не очистив его от джанабы (скверны), тому сделают в аду то-то и то-то”.
Али трижды сказал:
“После этого я объявил вражду (волосам на) своей голове”.
Он постоянно брил голову».
СУННЫ ГУСЛА
Сунны гусла — это мытье двух рук и промежности (половых органов), а также устранение нечистот. Затем совершают омовение. Но не моют обе ноги. Затем обливают тело водой три раза. После моют ноги в отдельном от накопившейся воды месте.
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللهِ r إِذَا اغْتَسَلَ مِنَ الْجَنَابَةِ يَبْدَأُ فَيَغْسِلُ يَدَيْهِ، ثُمَّ يُفْرِغُ بِيَمِينِهِ عَلَى شِمَالِهِ فَيَغْسِلُ فَرْجَهُ، ثُمَّ يَتَوَضَّأُ وُضُوءَهُ لِلصَّلَاةِ، ثُمَّ يَأْخُذُ الْمَاءَ فَيُدْخِلُ أَصَابِعَهُ فِي أُصُولِ الشَّعَرِ حَتَّى إِذَا رَأَى أَنْ قَدِ اسْتَبْرَأَ حَفَنَ عَلَى رَأْسِهِ ثَلَاثَ حَفَنَاتٍ، ثُمَّ أَفَاضَ عَلَى سَائِرِ جَسَدِهِ، ثُمَّ غَسَلَ رِجْلَيْهِ. رَوَاهُمَا الْخَمْسَةُ.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал гусл от (состояния) джунуб, он начинал с мытья двух своих рук. Затем, наливая воду правой рукой в левую, подмывал свою промежность (половые органы). Затем он совершал омовение для намаза. Потом, набрав воды (и смочив руки), вводил пальцы рук под волосы, пока не убеждался, что вода достаточно достигла (до основания волос), после чего обливал голову тремя пригоршнями воды. Потом обливал водой все оставшиеся части тела. После этого он мыл ноги».
عَنْ مَيْمُونَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: وَضَعْتُ لِلنَّبِيِّ r مَاءً لِلْغُسْلِ فَغَسَلَ يَدَيْهِ مَرَّتَيْنِ أَوْ ثَلَاثًا، ثُمَّ أَفْرَغَ عَلَى شِمَالِهِ فَغَسَلَ مَذَاكِيرَهُ، ثُمَّ مَسَحَ يَدَهُ بِالْأَرْضِ، ثُمَّ مَضْمَضَ وَاسْتَنْشَقَ وَغَسَلَ وَجْهَهُ وَيَدَيْهِ، ثُمَّ أَفَاضَ عَلَى جَسَدِهِ، ثُمَّ تَحَوَّلَ عَنْ مَكَانِهِ فَغَسَلَ قَدَمَيْهِ. وَفِي رِوَايَةٍ: ثُمَّ غَسَلَ رَأْسَهُ ثَلَاثًا. وَفيِ رِوَايَةٍ: فَأَتَيْتُهُ بِخِرْقَةٍ فَلَمْ يُرِدْهَا فَجَعَلَ يَنْفُضُ الْمَاءَ بِيَدِهِ.
Передается от Маймуны радияллаху анха:
«Я набрала воду Пророку саллаллаху алайхи васаллам для гусла. Так, он помыл обе свои руки два или три раза. Затем, набрав воду в левую руку, подмыл промежность. Затем обтер руку о землю. После этого сполоснул рот, набрал в нос воды, помыл лицо и предплечье. Затем облил водой свое тело. Потом, переместившись в другое место, помыл ноги».
В другом ривайате хадиса сказано:
«Затем три раза помыл свою голову».
Еще в одном ривайате сказано:
«Я принесла ему (саллаллаху алайхи васаллам) тряпку, но он не захотел и начал руками соскребать воду с тела».
Оба хадиса передали пятеро.
Для женщины с заплетенными волосами достаточно намочить их основание.
عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي امْرَأَةٌ أَشُدُّ ضَفْرَ رَأْسِي أَفَأَنْقُضُهُ لِغَسْلِ الْجَنَابَةِ؟ قَالَ: لَا، إِنَّمَا يَكْفِيكِ أَنْ تَحْثِي عَلَى رَأْسِكِ ثَلَاثَ حَثَيَاتٍ، ثُمَّ تُفِيضِينَ عَلَيْكِ الْمَاءَ فَتَطْهُرِينَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
Передается от Умму Саламы радияллаху анха:
«Я сказала:
— О Посланник Аллаха! Я — женщина, туго заплетающая свои косы. Расплетать ли мне их для гусла от джунуба?
Он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Нет, тебе достаточно полить на голову три пригоршни воды. Затем обольешь водой все тело и очистишься».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Факихи, тщательно изучившие все доводы и доказательства, изложили гусл от начала до конца в следующем порядке:
Сначала совершающий гусл человек произносит тасмию и выражает намерение. Затем моет обе руки. Потом моет всю промежность (задний проход и половые органы). Если на теле есть нечистоты, смывает их.
Затем совершает вудуъ так же, как и для намаза. Разумеется, следует преувеличенно прополоскать нос и рот. Если там, где стоит человек, накапливается вода, то мытье ног откладывается.
Затем поливает воду на голову, потирает и моет ее. Обливает свое тело водой три раза. Воду поливает начиная с правого плеча, затем поливает на левое. Потирает тело руками. Уделяет особое внимание таким труднодоступным для воды местам, как уши, пупок, подмышки.
В завершении гусла, сменив место, он моет ноги. Если же вода не накапливается на месте совершения гусла, тогда можно омыть ноги там же.
Адабы гусла похожи на адабы вудуъ, только в гусле не обращаются в сторону киблы (Каъбы).
Следующие действия в гусле являются макрухом:
1. Расточительство воды.
2. Чрезмерно малое использование воды.
3. Обрызгивание водой лица.
4. Говорить людские речи.
5.Пользоваться помощью постороннего без уважительных на то причин.
Из книги Счастливая семья Шейх
Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф