Сура Маида, аят 91
“Поистине, шайтан желает поселить между вами вражду и ненависть хамром и майсиром, и отгородить вас от поминания Аллаха и намаза. Так теперь-то вы — прекращающие?!”
В рассмотренных выше аятах упоминалось, что причиной гибели предыдущих сообществ стали также вражда и ненависть, возникшие между людьми.
Здесь утверждается, что хамр и майсир могут стать причиной появления подобной взаимной вражды и ненависти также и среди мусульман. Сведений о вреде хамра для личности, семьи, общества и всего человечества очень много и они хорошо известны. Эти истины хорошо знает весь мир — и мусульмане, и неверные, и атеисты, и даже пьяницы. Мы не будем перечислять эти сведения, а остановимся на упомянутом в этом священном аяте вреде — о том, что употребление хамра становится причиной вражды и ненависти среди людей. Обратите внимание, где бы ни было пьянство, в том месте возникают неприятности. Сколько же было разбитых семей по причине пьянства, сколько братьев, родителей и детей, друзей и приятелей, соседей стали врагами! Не счесть количество случаев проявления вражды и ненависти, имевших место на работе, по месту проживания, на торжествах и обрядах, в местах отдыха и общественных местах. На сегодняшний день из-за пьянства государственных руководителей-алкоголиков возникает вражда и между странами.
Также и азартные игры являются недугом, от которого много вреда. Самое худшее проявляется в том, что они вселяют между людьми вражду и ненависть. На это указывает и простая логика. Проигравший игрок никогда не станет любить и считать своим другом другого игрока, одним движением выигравшего у него большую или малую сумму. Мир постоянно сталкивается с конфликтами, враждой, ненавистью и даже убийствами, произошедшими на этой почве..
Всевышний Аллах называет хамр и азартные игры «мерзостью из деяний шайтана». Аллах милосерден к Своим рабам и потому отвращает их от мерзости вообще и деяний шайтана в частности. Подобно тому, как Он запретил нечистую пищу по причине ее вреда, также Он запрещает Своим рабам скверные и мерзкие деяния, потому что они вредны.
Вторым проявлением вреда от хамра и азартных игр, упоминаемым в этом священном аяте, является то, что они отвращают людей от поминания Аллаха и от намаза. Это обстоятельство известно и понятно. Если человек выпивает алкоголь, это уже является доказательством того, что он не поминает Аллаха. А выпив, он становится пьяным, и уже совсем не вспоминает о Нем. Намаз улетучивается из памяти пьяницы так же, как и другие благие дела. Таким же образом, увлеченный азартными играми игрок забывает поминать Аллаха, забывает о намазе. Это самый большой вред, наносимый алкоголем и азартными играми. Другие преступления происходят как раз вследствие этого забвения.
Представители употребляющих алкоголь народов пытаются найти положительные качества в алкоголе. «Алкоголь позволяет забыть горести и печали этого мира, дает возможность хотя бы немного расслабиться и отдалиться от этих горестей и страданий», — говорят они.
В Исламе это рассматривается как уход от ответственности, еще большее приумножение горести и печали. И в самом деле, даже если кто-то, выпив алкоголь и опьянев, и забудет про свои горести и печали на время, протрезвев, он все равно не сможет избавиться от горя и страданий. Наоборот, к его предыдущим горестям и печалям добавляются новые горести и страдания, взникшие из-за пьянства. В Исламе жизненные горести и печали лечатся не уходом от них, а посредством борьбы с ними. В преодолении трудностей мусульмане всегда действуют, прося помощи у Всевышнего Аллаха. Постоянно поминают Аллаха, не пропускают намазы. Поминание Аллаха и намаз являются самой благоприятной возможностью чтобы излить все горести и печали мира, чтобы попросить подмоги в их решении у Аллаха — истинного помощника в избавлении от них. И упускать такую возможность из-за алкоголя и азартных игр — самое большое несчастье.
Когда высказываешься против пьянства, иные говорят: «Тебе-то какое дело? Если и пьет, то на свои деньги. Если и навредит, то только себе».
В Исламе нет такой философии. Мусульманин не живет только ради себя. Помимо ответственности перед собой он считается ответственным и перед своей семьей, близкими и родственниками, обшеством, и вообще, перед всем человечеством. Самое главное — он ответственен перед Аллахом. Именно поэтому он, прежде всего, должен ощутить ответственность за свою жизнь и посредством алкоголя не подвергать себя страданиям, связанным с утратой своего имущества, здоровья и уважения к себе. Также у него нет права подвергать мучениям членов своей семьи. Если вместо того, чтобы кормить семью, одевать ее, обеспечивать приемлемым жильем и защишать ее честь, он станет пропивать все заработанное, а если не хватит, то будет тратить и заработанное другими членами семьи и унижать их честь — это считается большим преступлением. И родственники не должны лишаться своих прав из-за него.
Если пьяница пользуется льготами, которые ему предоставляет общество, а сам вместо того, чтобы служить обществу, является обузой для него и требует пенсию по инвалидности, то будет ли и в этом случае пьянство его «личным делом»?!
Сколько бы мы ни говорили об ответственности пьяницы перед Всевышним Аллахом, все равно мало. Словом, пьяница — это человек, который вовсе позабыл Аллаха. И как о таком человеке можно говорить: «Если и пьет, то на свои деньги, а если и навредит, то только себе»?!
Это речь шла о пьянстве простого гражданина. Теперь посмотрим, что получается, если пьяницей оказалось должностное лицо, чиновник или правитель? Если алкоголь он пьет не на свои деньги, а на деньги народа, на полученные в качестве взятки деньги, на средства, которые добыл харамным путем, присвоив чужое? Тогда преступление усиливается в разы и вред от этого умножается настолько же. И естественно, прегрешения перед Аллахом также увеличиваются соответственно.
Данные два аята являются последними, то есть поздними аятами о хамре в Священном Куръане. Здесь говорится о его окончательной запретности.
Аяты о хамре ниспосылались четыре раза, шаг за шагом, поэтапно. В первый раз был ниспослан аят 67 из суры «Нахл». В этом аяте говорится, что из фиников и виногарада люди получают прекрасный удел и напиток пьянящий. При этом напиток пьянящий, то есть хамр, противопоставляется прекрасному уделу, намекается на то, что это скверная вещь. Разумеющие люди сразу же это поняли.
Второй аят о хамре — это аят 219 суры «Бакара». В нем говорится, что люди спросят о хамре и майсире, и что в них есть вред и польза, и что вреда в них больше чем пользы, и что в них имеется великий грех.
Аятом третьего этапа является аят 43 в суре «Ниса». В том аяте мусульманам повелевается не совершать намаз в пьяном состоянии.
И наконец, были ниспосланы эти аяты суры «Маида» и тем самым утвердилось положение об окончательном запрете на хамр.
То, что такой метод поэтапного запрета хамра является самым эффективным, доказано на практике.
Как известно, до Ислама пьянство было распространено очень широко. Люди гордились употреблением алкоголя, устраивали состязания на этом поприще и старались превзойти друг друга. Хамр занимал главное место в стихах поэтов и песнях певцов. Люди не могли даже представить себе жизнь без алкоголя. Конечно же, очистить такое общество от недуга пьянства было нелегко. Принимая во внимание все эти обстоятельства, в решении данной проблемы Священный Куръан придерживался метода постепенного, поэтапного воздействия. Уже с момента ниспослания первых аятов о хамре люди чувствовали, что такие предписания временные и что впоследствии неизбежно будет ниспослано окончательное положение. Об этом даже существуют несколько поучительных хадисов.
Наверное, это было после ниспослания первого аята в суре «Нахл», ибо, как передается в достоверных книгах хадисов, почтенный Умар ибн Хаттаб, вознося молитву, говорил: «О Господь! Дай нам касательно хамра указание, которое бы стало излечением!». Пришло время и был ниспослан аят суры «Бакара», гласящий «Спросят тебя о хамре и майсире. Скажи: “В них обоих — великий грех и польза для людей, и грех их — больше, чем их польза”». Позвали Умара радияллаху анху и прочитали ему этот аят. Он вновь сказал: «О Господь! Дай нам касательно хамра указание, которое бы стало излечением!» Затем пришло время и был ниспослан аят в суре «Ниса», в котором говорилось: «Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными (до тех пор), пока не [будете] знать что говорите»[2]. Позвали Умара радияллаху анху и ему был прочитан также и этот аят. Он опять сказал: «О Господь! Дай нам касательно хамра указание, которое бы стало излечением!» И наконец, был ниспослан аят в суре «Маида»: «Поистине, шайтан желает поселить между вами вражду и ненависть хамром и майсиром, и отгородить вас от поминания Аллаха и намаза. Так теперь-то вы — прекращающие?!» И вновь позвали Умара радияллаху анху и этот аят также был прочитан ему. Тогда он воскликнул: «Мы прекращающие!!! Мы прекращающие!!!».
Эти аяты были ниспосланы после битвы при Ухуде, в третьем году хиджры. Следовательно, они были ниспосланы через шестнадцать лет с той поры, когда началось ниспослание Куръана. Было сказано о первой причине — постепенном излечении недуга, которому предавались люди. Однако о самой важной причине, об истинном факторе мы поговорим только сейчас.
Аяты Священного Куръана ниспосылались в Священной Мекке в течение тринадцати лет. Если просмотреть аяты, ниспосланные в тот период, то выяснится, что все они нацелены на разъяснение вопросов вероубеждения, на установление в сердцах людей основы «Ла илаха иллаллах».
Когда был ниспослан этот рассматриваемый нами аят, поясняющий запретность хамра, люди вынесли на улицы свои сосуды, в которых хранили алкогольные напитки, и разбили их о землю. По улицам Лучезарной Медины смесь из вылитых вин текла рекой. Когда до людей дошло сообщение о ниспослании этого аята, они отторгались от хамра, который вот-вот собрались пить, а то, что выпили, старались исторгнуть из себя. Таким образом общество полностью избавилось от этого недуга.
Если лечение подобных недугов не будет осуществляться на основе исключительно глубокого иймана и убеждения, то оно без сомнения обречено на неудачу. Опыт многократно доказал это. Сегодня то, что хамр является опасностью, угрожающей жизни человечества, осознали на научной основе все — и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины, и правители, и подчиненные. Однако именно этот недуг развивается день за днем. Появляются различные новые виды хамра. Меры, принимаемые против них правительствами, не дают нужного результата. Даже если правительства назначают высшую меру наказания, численность увлеченных хамром растет. Потому что неправильна основа лечения — отусутствует опора на ийман, на боязнь перед Аллахом, на повиновение Его повелениям. Как может воздействовать на не боящегося Аллаха пьяницу решение, вынесенное правителем, который еще больший пьяница, чем он сам? Только Ислам может излечить этот и другие подобные недуги. Потому что, согласно правилам Ислама, люди не повинуются людям.
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.