Гусл становится ваджибом в следующих случаях:
- Когда выделяющаяся сперма (маний) извергается со страстью (шахва);
- Когда головка члена исчезает, погрузившись в передний или задний фардж (во влагалище или задний проход), это делает гусл ваджибом, как для того, кто делает, так и для того, кому делают;
- Когда проснувшийся обнаруживает у себя (следы от) маний или мазий (предэякулят);
- Когда завершается хайз и нифас;
- Когда был совершен половой акт с животным. Если у совершившего близость с животным не было семяизвержения, гусл не становится ваджибом.
Гусл для пятничного и двух ийд-намазов, для ихрама и Арафы является сунной.
Каждый мужчина и женщина обязаны знать, что состояние, которое делает гусл для них ваджибом, считается состоянием «отсутствия большого омовения». А состояние, делающее ваджибом вудуъ, называется состоянием «отсутствия малого омовения». Причины, по которым гусл становится ваджибом, следующие:
1. Когда выделяющаяся сперма (маний) извергается со страстью (шахва).
Прежде всего давайте изучим термины, которые часто повторяются в этой главе.
Маний — жидкость, извергающаяся с усилением шахвы (страсти).
Маний мужчины бывает густым и белым, а у женщины жидким и желтоватым.
Мазий — белая жидкость, выделяющаяся из полового члена мужчины при мыслях о половой близости, либо когда он обнимает свою супругу.
Вадий — густая белая жидкость, которая иногда выделяется после того, как человек справил малую нужду.
После выделения мазий или вадий гусл не совершается.
Если же извержение маний сопровождается шахвой — состоянием страстного возбуждения, то гусл становится ваджибом.
Здесь подразумевается семяизвержение — выделение маний со страстью вследствие взгляда на представителя противоположного пола, представления себе половой близости, непосредственного обнимания и всех прочих ситуаций, похожих на эти.
Однако гусл не становится ваджибом, если маний выделяется без шахвы, к примеру, в таких случаях, как поднятие тяжести или падение с высоты.
Согласно иджтихаду ученых ханафитского мазхаба, у мужчины и женщины, будь то во сне, или во время бодрствования, гусл становится ваджибом только тогда, когда семяизвержение — стремительное извержение маний происходит с шахвой.
Если кто-то обнаружит мокроту после пьяного состояния или обморока и станет полагать, что это маний, то для него гусл становится ваджибом.
Наши улемы приводят следующий ривайат в качестве доказательства того, что гусл становится ваджибом вследствие выделения маний:
عَنْ عَلِيٍّ t قَالَ: كُنْتُ رَجُلًا مَذَّاءً، فَسَأَلْتُ النَّبِيَّ r فَقَالَ: فِي الْمَذْيِ الْوُضُوءُ، وَفِي الْمَنِيِّ الْغُسْلُ. رَوَاهُ أَحْمَدُ.
Передается от Али радияллаху анху:
«Я был человеком с обильными выделениями мазий. И я спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам (об этом). Он сказал:
— При мазий — омовение, при маний — гусл».
Передал Ахмад.
2. Когда головка члена исчезает, погрузившись в передний или задний фардж (во влагалище или задний проход), это делает гусл ваджибом, как для того, кто делает, так и для того, кому делают.
Это решение факихи взяли из следующего аята и ряда хадисов.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«(Не приближайтесь к намазу) …будучи оскверненными, — кроме как будучи проходящими дорогу, — пока не совершите гусл» (аят 43).
Лексически арабское слово «джунуб» в аяте означает «находящийся в стороне».
В шариате же этот термин применяется в отношении человека, для которого гусл стал ваджибом в результате выделения у него маний по причине половой близости, ихтилама (поллюции) и иных причин. Поскольку тот, для кого гусл стал ваджибом, сторонится намаза, Куръана, мечети и прочего, по поводу которых указывает шариат человеку в таком состоянии, его именуют «джунубом», то есть «сторонящимся».
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا جَلَسَ بَيْنَ شُعَبِهَا الْأَرْبَعِ ثُمَّ جَهَدَهَا فَقَدْ وَجَبَ الْغُسْلُ. وَفِي رِوَايَةٍ: وَإِنْ لَمْ يُنْزِلْ. وَفِي أُخْرَى: وَمَسَّ الْخِتَانُ الْخِتَانَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيُّ.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда он (муж) присядет между ее (жены) четырьмя конечностями, а затем совершит близость с ней, то воистину, гусл станет ваджибом».
В другой передаче хадиса сказано:
«Даже если не испустит (семя)».
Еще в одной передаче сказано:
«И если обрезанное прикоснется к обрезанному».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Для того чтобы гусл стал ваджибом, достаточно мужчине прикоснуться местом, подлежащему обрезанию, прикоснуться к месту женщины, подлежащему обрезанию. В жарких поясах света, в частности в некоторых арабских странах, существует обычай делать девочкам обрезание. Наши улемы отмечают, для того чтобы место мужчины, подлежащее обрезанию, прикоснулось к месту женщины, подлежащему обрезанию, необходимо, чтобы головка мужского члена вошла (погрузилась) во влагалище женщины. В таком случае гусл для них обоих становится ваджибом.
Еще одно сведение, которое нужно сообщить в качестве дополнения к сказанному — это то, что улемы утверждают, что достаточно члену как таковому войти в отверстие влагалища, чтобы гусл стал ваджибом.
3. Когда проснувшийся обнаруживает у себя (следы от) маний или мазий.
Описанная в данном предложении ситуация называется «ихтиламом».
Ихтилам в сущности означает «видеть во сне акт половой близости», «семяизвержение во сне».
عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: جَاءَتْ أُمُّ سُلَيْمٍ إِلَى النَّبِيِّ r فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّ اللهَ لَا يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ فَهَلْ عَلَى الْمَرْأَةِ مِنْ غُسْلٍ إِذَا احْتَلَمَتْ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللهِ r: نَعَمْ، إِذَا رَأَتِ الْمَاءَ، فَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَةَ: يَا رَسُولَ اللهِ وَتَحْتَلِمُ الْمَرْأَةُ؟ فَقَالَ: تَرِبَتْ يَدَاكِ فَبِمَ يُشْبِهُهَا وَلَدُهَا. رَوَاهُ الثَّلَاثَةُ.
Передается от Умму Саламы радияллаху анху:
«Умму Сулайм пришла к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказала:
— О Посланник Аллаха! Поистине, Аллах не стыдится истины. Совершает ли гусл женщина, если с ней случается ихтилам [поллюция]?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Да, если увидит воду [жидкость].
Умму Салама же спросила:
— О Посланник Аллаха! Разве у женщины тоже бывает ихтилам?
Он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Чтоб твои руки смешались с землей, от чего же тогда ее ребенок бывает похожим на нее?!».
Передали трое.
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: سُئِلَ النَّبِيُّ r عَنِ الرُّجُلِ يَجِدُ الْبَلَلَ وَلَا يَذْكُرُ احْتِلَاماً، قَالَ: يَغْتَسِلُ. وَعَنِ الرَّجُلِ يَرَى أَنْ قَدِ احْتَلَمَ وَلَا يَجِدُ الْبَلَلَ، قَالَ: لَا غُسْلَ عَلَيْهِ. فَقَالَتْ أُمُّ سُلَيْمٍ: الْمَرْأَةُ تَرَى ذَلِكَ أَعَلَيْهَا غُسْلٌ؟ قَالَ: نَعَمْ، إنَّمَا النِّسَاءُ شَقَائِقُ الرِّجَالِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ.
Передается от Аиши радияллаху анху:
«Пророка саллаллаху алайхи васаллам спросили о человеке, который увидел (у себя) влагу, но не может вспомнить, что был ихтилам. Он (алайхиссалам) сказал:
— Ему следует совершить гусл.
(Также его спросили) о человеке, кому приснилось, что у него был ихтилам, но не обнаружил влагу. Он (алайхиссалам) сказал:
— На нем нет обязательства гусла.
Тогда Умму Сулайм сказала:
— И женщины видят то же самое. Обязаны ли и они совершить гусл?
Он сказал:
— Да. Поистине, женщины сродни мужчинам».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Рассматриваемая в этом хадисе ситуация также часто встречается в жизни, особенно среди молодежи.
Бывает, что человек не может вспомнить, приснилось ли ему во сне что-либо, что сделало бы совершение гусла для него обязательным (ваджибом). При этом на теле, одежде и там, где спал, он обнаруживает следы увлажнения семенной жидкостью (маний). Как быть? Разумеется, необходимо совершить гусл, в противном случае он станет грешником.
Другому же приснилась половая близость, но проснувшись, он не обнаруживает следов маний, везде сухо. Такому человеку нет необходимости совершать гусл. Ибо по сути не было ничего такого, что делало бы совершение гусла ваджибом.
Оказалось, что при обсуждении этих вопросов рядом находилась и Умму Сулайм радияллаху анха. Пользуясь случаем, она спросила:
«И женщины видят то же самое. Обязаны ли и они совершить гусл?»
Она имела в виду, что женщина тоже может обнаружить у себя следы увлажнения, даже без сновидения. Обязана ли она в таком случае совершать гусл?
На этот вопрос Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:
«Да. Поистине, женщины сродни мужчинам».
То есть женщине в таких случах тоже необходимо совершать гусл, потому что женщины в этом смысле похожи на мужчин.
4-5. Когда завершается хайз и нифас.
Слово «хайз» лексически означает «вытекание», то есть менструация, месячные, регулы.
В исламском шариате под словом «хайз» (менструация) подразумевается выделение крови, которое без родов или какой-либо болезни происходит в определенные, циклические периоды, вытекая из матки достигшей половой зрелости женщины.
Обычно менструальная кровь имеет несколько темноватых оттенков, обладает животной теплотой, вытекает несколько болезненно, имеет неприятный запах.
Слово «нифас» означает «рожать» и «кровь». В шариате этим словом обозначается кровь, которая течет из матки женщины после рождения ребенка.
Доводы в пользу обязательности совершения гусла после прекращения хайза и нифаса:
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: أَنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ أَبِي حُبَيْشٍ كَانَتْ تُسْتَحَاضُ، فَسَأَلَتِ النَّبِيَّ r فَقَالَ: ذَلِكِ عِرْقٌ وَلَيْسَتْ بِالْحَيْضَةِ فَإِذَا أَقْبَلَتِ الْحَيْضَةُ فَدَعِي الصَّلَاةَ، وَإِذَا أَدْبَرَتْ فَاغْتَسِلِي وَصَلِّي. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ.
Передается от Аиши радияллаху анху:
«Фатима бинт Аби Хубайш переносила истихазу[1]. Она спросила об этом у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он сказал:
— Это от вен. Это не хайз. Если начинается менструация, оставь намаз. Когда хайз завершится, соверши гусл, а затем и намаз».
Передали Бухари и Муслим.
По этой причине женщине, очистившейся от хайза, гусл становится ваджибом.
Нифас — по сути это хайз, накопившийся у только что родившей женщины. Поэтому женщине, очистившейся от нифаса, гусл становится ваджибом.
Есть еще и другие случаи, не упомянутые авторами «Мухтасара [2]», когда гусл становится ваджибом. О них говорили другие наши улемы.
6. Гусл тела мертвого мусульманина также является ваджибом, если только он не пал смертью шахида (мученика).
Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам это применялось по отношению ко всем.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Ибн Аббаса радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал о человеке, умершем, упав со своей лошади:
«Омойте (искупайте) его водой и ююбой, и заверните его в саван в два одеяния».
7. Когда немусульманин принял Ислам.
В этом случае в мазхабах Маликийа и Ханбалийа гусл становится ваджибом. Тому есть несколько доводов. Вот пример:
عَنْ قَيْسِ بْنِ عَاصِمٍ أَنَّهُ أَسْلَمَ فَأَمَرَهُ النَّبِيُّ r أَنْ يَغْتَسِلَ بِمَاءٍ وَسِدْرٍ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا ابْنَ مَاجَهْ.
«Когда Кайс ибн Āсим стал мусульманином, Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелел ему совершить гусл водой и ююбой».
Передали пятеро, кроме Ибн Маджи.
В мазхабах Ханафийа и Шафиъийа сказано, что если мусульманин не пребывает в состоянии джунуба, то гусл для него является мустахабом.
8. Когда был совершен половой акт с животным. Если у совершившего близость с животным не было семяизвержения, гусл не становится ваджибом.
Из этого выходит, что если маний извергается, гусл становится ваджибом. Еще существуют некоторые случаи, когда гусл не является ваджибом:
1. При выделении мазий.
2. При выделении вадий.
3. При семяизвержении во сне, тогда как наяву не было следов выделений.
4. При клизме.
5. При введении пальца в один из проходов.
[1] Истихаза (استحاضة) — кровотечение из матки женщины помимо обычных циклов хайза (менструации) и нифаса (послеродовых кровотечений). Женщина, страдающая истихазой, называется мустахаза.
Из книги Счастливая Семья.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф