Мы уже касались того, как решается в Куръане вопрос собственной воли человека. Поговорим об этом подробнее, ибо это связано и с решением проблемы судьбы, чтобы избавиться от лукавого ее толкования некоторыми недобросовестными людьми.
Еще в давние времена, в ответ язычникам — многобожникам, которые хотели оправдать свои скверные дела якобы волей и желанием Аллаха, Куръан объяснял:
ﭟ ﭠ ﭡ ﭢ ﭣ ﭤ ﭥ ﭦ ﭧ ﭨ ﭩ ﭪ ﭫ ﭬﭭ ﭮ ﭯ ﭰ ﭱ ﭲ ﭳ ﭴ ﭵﭶ ﭷ ﭸ ﭹ ﭺ ﭻ ﭼ ﭽﭾ ﭿ ﮀ ﮁ ﮂ ﮃ ﮄ ﮅ ﮆ ﮇ ﮈ ﮉ ﮊ ﮋﮌ ﮍ ﮎ ﮏ ﮐ ﮑ
«Непременно скажут те, которые придавали сотоварищей: “Если бы пожелал Аллах, не придавали бы сотоварищей ни мы, ни наши отцы, и не делали бы мы харамным ничего”. Таким же образом объявляли лжецами те, которые были до них, пока не вкусили Нашу мощь (наказание). Скажи: “Есть ли у вас какое-либо знание, чтобы вы представили его нам? Не следуете вы ни за чем, кроме как за предположениями, и вы только возводите напраслину!” Скажи: “У Аллаха же — совершенное доказательство. И если бы Он пожелал, непременно наставил бы на праведный путь вас всех”» («Анъам», 148-149).
Уже из этого очевидно, что, если бы Аллах пожелал, чтобы все люди следовали по одному пути, то Он повел бы их прямым путем. Следовательно, Он не считает обязательным принуждение к следованию всех людей только одним определенным путем. А для того, чтобы научить людей различать верное и неверное, Аллах посылал к ним пророков и дал Своим рабам свободу выбора путей.
Воля Аллаха проявляется в послании пророков для наставления людей на правый путь, отвращая от неверного, а воля человека проявляется в выборе между этими двумя путями. И во многих аятах подчеркивается, что воля человека принадлежит ему самому, он и отвечает за свои деяния. Когда в обществе получает распространение зло, во всем этом повинны только мы сами.
Один из аятов суры «Рум» так и гласит:
ﯾ ﯿ ﰀ ﰁ ﰂ ﰃ ﰄ ﰅ ﰆ
«Проявилась порча на суше и море из-за того, что приобрели руки людей…» (аят 41).
При этом Аллах проявляет еще и большую терпимость, снисходительность, как раз для того, чтобы люди сами совершали свой нравственный выбор, понимая, что их ждет за доброе, либо за злое.
В Куръане не раз и очень ясно указано на необходимость усилий каждого для улучшения жизни.
Например, в суре «Раъд» говорится:
ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ ﮱ ﯓ ﯔ ﯕ ﯖ
«Поистине, Аллах не изменит то, что у людей, пока не изменят они сами то, что у них» (аят 11).
Эти аяты Куръана ясно показывают, что воля и дела человека — единственное основание для воздаяния, либо наказания. Отсюда, в свою очередь, становится ясным, что наветы врагов о том, что «Ислам не дает своим последователям идти в ногу с прогрессом и разрушает их жизнь», являются абсолютной ло-жью. Напротив, Ислам призывает относиться к бытию активно и созидательно.
..