Священный Куръан гласит:
«И нет ни животного на земле, ни птицы, что летит своими двумя крыльями, чтобы не были общинами, подобными вам» («Анъам», 38).
Аллах напоминает здесь о сходстве общественного устройства жизни зверей, птиц, насекомых с человеческим, а также об их инстинктах и осознанной деятельности. Эта научная истина под названием экологии также недавно была конкретно и подробно обоснована в трудах австрийского ученого Конрада Лоренца и его последователей.
Стало известно, что живые существа обитают своеобразными общинами, во взаимосвязи друг с другом. Это можно видеть на примере муравьев и пчел. Каждое сообщество имеет даже свой особый язык (часто это жесты, касания, химические выделения), и потому они хорошо понимают друг друга, передают любую необходимую им информацию даже на расстоянии. Наши предки вообще отрицали наличие у птиц и животных ума и сознания, оставляя им только самые примитивные чувства и ощущения. А все, напоминающее сознательность, что наблюдается в деятельности животных и птиц, они относили только к врожденным наследственным, неизменным инстинктам. Это мнение господствовало очень долго (вплоть до наших дней).
Даже такой знаменитый философ и естествоиспытатель, как Декарт, утверждал, что животные далеки от осознанной жизни, и его авторитет привел к тому, что это мнение было воспринято учеными как единственно верное. Но уже в XVIII – XIX веках ученые были вынуждены признать существование разума и у животных. Это первым открыл ученый по имени Дорун. Он заявил, что у животных также есть способность мышления, но гораздо меньше, чем у человека.
Словом, и эту истину Куръана, которая является еще одним его чудом, человечество признало лишь спустя много веков после того, как, наконец, она подтвердилась трудами многих поколений ученых.