1441 йил 21 сафар | 2019 йил 21 октябрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Наука призывает к вере

17:00 / 08 октябрь 136 Режим чтения + -

Некоторые несведущие люди склонны думать, будто образованный человек, ученый – обязательно безбожник, и, чем больше у человека знаний, тем сильнее у него отрицание религии. В действительности же наука сама по себе никогда не вела своих представителей к безверию. Настоящий ученый в ходе своих научных исследований все больше убеждается в безграничности мира и в то же время в удивительной организованности миропорядка, где нет ничего случайного, хаотичного, бессмысленного. Осмысление этого в конечном счете не может не привести к вере во Всевышнего. Специалист из Германии Динард, изучив мнения 290 ученых с мировым именем, внесших большой вклад в культуру человечества, получил следующие результаты: 20 человек из 290 не пришли к определенным религиозным убеждениям, 242 стали верить в Бога и лишь 20 человек выразили отсутствие у них интереса к религии.

Если тех, кто не выразил интереса к религии, назовем атеистами, то 92 процента из 290 всемирно известных ученых оказались верующими и лишь сравнительно незначительная часть – атеистами, причем последние не высказывали никакой агрессивности по отношению к религиозным убеждениям коллег, уважая их право на инакомыслие. Это, как и многие другие факты, доказывает, что религия и наука – явления, вовсе не противостоящие друг другу, и, следовательно, вполне можно быть естествоиспытателем и верить в сверхъестественные силы.

Как мы видим, не удивительно, что ученый может быть набожным человеком, к тому же наука и религия – вовсе не противоречащие явления.

Великий микробиолог Луи Пастер писал: «Вера никогда не тормозила прогресс. Ибо всякий прогресс открывает те чудеса, которые заложены в Божьем создании. Если у меня сегодня стало больше знания, чем вчера, то это значит, что по сравнению со вчерашним днем упрочилась и моя вера в Господа».

Ученый-химик, декан естественного факультета Парижского университета Сорбонны Витез (Витос) говорит: «Если я начинаю чувствовать малейшее ослабление в своей вере, то в целях ее укрепления спешу в Академию наук».

Известный академик Фай в своей книге «Пер­во­здание миров» пишет: «Совершенно вздорным яв­ляется утверждение о том, что наука ведет своего обладателя к непризнанию Господа».

Другой видный французский ученый-геолог Эд­мон Герберт говорит, что «наука не может вести к безбожию или колебаниям в вере».

Крупнейший энтомолог и специалист по естественной истории Жан Анри Фабр утверждал: «Каж­дому периоду присуще свое безумие. Неверие в Бога– безумие нашего времени. Я скорее соглашусь, чтобы с меня содрали кожу, чем на лишение моей веры в Господа».

Как известно, великий русский физиолог Павлов тоже был глубоко религиозен; крупный ученый, медик и хирург Лука Войно-Ясенецкий, практиковавший в Ташкенте, стал даже епископом православной церкви; монахом был первооткрыватель генетики австриец Мендель и т.д.

Это высказывания крупных ученых в сфере естественных наук. У известного доктора Андрея Ку­навина спросили: «Я слышал, что большинство ученых бывают неверующими, так ли это?».

Доктор ответил: «Я думаю, это неправильная мысль. Наоборот, в процессе научных исследований и дискуссий я понял, что ни один из известных ученых не был атеистом. Но люди неправильно понимали их.

Неверие, или, иначе говоря, материалистический атеизм противоречит мыслям, деяниям и образу жизни людей науки. Ученые убеждены, что у каждого существа есть Создатель. Ученый использует свой разум, чтобы познать истину каждого явления. Он входит в свой рабочий кабинет с сердцем, полным уверенностью и надеждой. Большинство настоящих ученых выполняют свою миссию благодаря своей бесконечной любви к просвещению, человечеству и ко Всевышнему».

Доктор Альберт Макоб говорил: «Мои занятия научными исследованиями укрепили мою веру во Всевышнего. Моя вера стала даже крепче, основательней, чем раньше. Безусловно, знания обязательно помогут глубже понять всеобъемлющую мощь Всевышнего. Чем больше открытий делает человек в науке, тем больше его вера во Всевышнего».

«Если вдуматься глубже, наука непременно приведет к вере в существование Всевышнего», – говорил лорд Каллифан.

Как убедительное обобщение звучит здесь признание Эйнштейна: «Самым большим результатом научных исследований является вера в Бога».

Небезынтересно высказывание классика анг­лийской философии XVI–XVII вв. (называемого в советских энциклопедиях почему-то «одним из родоначальников материализма») Фрэнсиса Бэкона. Он утверждал, что «человек, малопросвещенный в философии, приближается к безбожеству. Однако тот, кто глубже изучил философию, возвращается в религию».

Как видно из вышеприведенных высказываний, истинные знания способствовали обращению к вере в Бога великих ученых. Эту истину Куръан утверждал 14 веков тому назад.

Нет такой религии, общественного строя или философии, которая так возвышала бы знания и науку, как Ислам. Только в Исламе каждому человеку установлена обязанность искать знания.

В Куръане знания и знающие люди (алимы, ученые) поставлены в высшую степень почета.

В хадисах также приводятся многочисленные сведения о знаниях, поисках знаний, об обладателях знаний. Если обобщить все это, то складывается представление об отношении Ислама к знаниям и следуют соответствующие выводы.

В те времена, когда мусульмане жили согласно учениям Куръана и Сунны, они озарили весь мир светом знаний. И стар, и млад, мужчины и женщины, чувствуя на себе обязанность поиска знаний от колыбели до самой могилы, всю жизнь чувствовали себя искателями знаний. Один из честных западных ученых-востоковедов, глубоко изучавший вопросы образования в исламских странах того времени, описывая те времена, с восхищением говорил, что исламское общество (умма) – это единое целое, посещающее медресе.

Это очень правильная оценка. В те времена, когда умма жила согласно исламскому шариату, в каждой стране наблюдался настоящий расцвет науки, просвещения и культуры. В каждой сфере науки были сделаны открытия мирового масштаба, Ислам дал человечеству величайших ученых и мыслителей.

Ислам никогда не был против науки и прогресса, как кричат враги религии, наоборот, Ислам был против невежества. Если ученые некоторых естественных наук и были в изгнании, замучены или даже убиты, эти поступки, совершенные со стороны представителей других религий, не имеют никакого отношения к Исламу.

Только невежественные люди могут отрицать тот факт, что Ислам является религией знаний. Если кто хочет точно узнать отношение Ислама к науке, то пусть оставит в стороне клевету врагов религии и ознакомится с аятами Куръана и хадисами о знаниях.

Если кто хочет точно узнать отношение Ислама к науке, пусть взглянет на историю, увидит, сколько выдающихся мыслителей, непревзойденных ученых дали всему миру в период соблюдения ими норм Ислама, как несравненно развивались наука и культура!

Всевышний Аллах говорит:

 «Поистине, боятся Аллаха из Его рабов лишь ученые» («Фатыр», 28).

Ученым считается только тот, кто почувствовал мощь Всевышнего Аллаха, получил назидание от всего сотворенного Им, осознал, что есть их Создатель, своим разумом пришел к Аллаху. Но тот, кто полностью изучил историю, строение, составляющие вещества, свойства и другие разные сведения всего сотворенного, но так и не познал их Создателя, Аллаха, и не боится Его, считается полным невеждой.

Еще Аллах говорит:

«Скажи: «Разве равняются те, которые знают, и те, которые не знают?» («Зумар», 9).

Конечно, не равны. Знающие уверовали и поклоняются. А не знающие становятся неверующими и непослушными.

Еще Аллах говорит:

 «И те примеры – Мы приводим их людям, не разумеют их никто, кроме ученых» («Анкабут», 43).

В этих трех аятах речь идет о достоинстве знания и обладателях знаний.

В первом аяте подчеркивается, что богобоязненность, возвышение Аллаха присуще только обладателям знаний. Значит, невежда не боится Аллаха, не возвышает Его. Эта Куръаническая истина подтверждается опытом. Специалисты в различных сферах зна­­ний объявили и объявляют о том, что они познали Аллаха, что невозможно жить без уверования, без веры.

Во втором аяте речь идет о том, что не могут быть равны между собой знающие и не знающие, то есть ученые и невежды. Указывается, что ученый всегда имеет превосходство перед невеждами, его знания являются достоинством, у невежды нет таких качеств.

А третий аят подчеркивает необходимость знаний для того, чтобы осознать и получать назидание от приведенных примеров. Это также является прославлением знаний и ученых.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто вступил на путь в поисках знания, облегчит Аллах ему за это путь в Рай».

Передали Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.

Это значит, что Аллах откроет ему Свое руководство, даст ему возможности и средства для поклонения Аллаху в этом мире и облегчит ему вход в Рай, так что он не столкнется с трудностями предстояния– ожидания расплаты в День воскресения, с которыми столкнутся другие.

Пожалуй, нет более сильного призыва к знаниям. Рай – это высшая мечта каждого человека. Чтобы достичь Рая, он готов ко всему, к любым трудностям. А востребование знаний, как говорится в хадисе, равносильно вступлению на путь в Рай. Человек, идущий путем поиска знаний, выйдет прямо перед вратами Рая.

Здесь уместно напомнить важный момент. О знаниях, упомянутых в аятах и хадисах, существуют разногласия. Некоторые считают, что в аятах и хадисах имеются в виду религиозные знания. Это неправильно! Знания, упомянутые в аятах и хадисах, заключают в себя любые полезные знания. Конечно, религиозные знания имеют приоритет перед остальными. Но говорить, что здесь не подразумеваются другие знания, абсолютно неправильно. Если в аятах и хадисах речь идет только о религиозных науках, это особо подчеркивается. Например, хадис о том, что «кому Аллах желает блага, сделает его факихом (глубоко сведущим) в религии». Если речь пойдет именно об исламской (религиозной) науке, упоминаются их имена и описание.

Поэтому, под словом «знания» в аятах и хади­сах подразумеваются все полезные знания. Следо­вательно, будет правильным сказать, что блага, обещанные обладателям таких знаний, достанутся тем мусульманам, которые старались добросовестно, искренно и с верой.

Применим это правило к хадисам: если верующий человек старается получать полезные знания ради себя, общества, человечества, с намерением, что «это повеление Аллаха, это требование Ислама», то он идет дорогой, ведущей в Рай. Аллах облегчит ему путь в Рай.

Ислам предписывает каждому мусульманину вос­­т­ребование знаний от колыбели до могилы. Это фард. Попытаемся глубже понять это. Фард – это строгое веление Аллаха, выполнение которого обязательно для каждого верующего. Человек, не выполнивший фард, совершает тягчайший грех и будет осужден в загробной жизни.

Фард разделяется на два вида:

Первый – фардул-айн.

Второй – фардул-кифая.

Фард-ул-айн предписан к исполнению каждому мусульманину индивидуально. Не принимается выполнение фард-айна другим человеком, например, пятикратный намаз. Каждый мусульманин, достигший зрелого возраста, обязан совершать пятикратный намаз, иначе станет величайшим грешником.

Фардул-кифая – это фард, исполнение которого частью мусульман бывает достаточным для остальных. Тогда остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности. Например, исполнение «джаназа намаз» – (заупокойный) намаз при погребении. Если один мусульманин умирает, все мусульмане обязаны совершить ему омовение, совершить джаназа намаз и похоронить его. Но если это все выполнит одна группа мусульман, с остальных эта обязанность снимается, потому что это фардул-кифая. Если же никто не исполняет это, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные об этом.

В части востребования знаний задействованы оба вида фардов. Каждый мусульманин обязан получить минимум знаний, необходимых для ведения правильного образа жизни: о своей религии, нормах шариата, дозволенном и запретном. Это фардул-айн. Это должен делать каждый мусульманин, иначе совершит тягчайший грех.

Освоение навыков, умения, профессии и приобретение знаний, необходимых для всей уммы – это фардул-кифая. Для каждого члена мусульманского общества является фардом подготовка достаточного количества специалистов во всех сферах жизни. Эта обязанность снимается с членов общества только после подготовки специалистов, удовлетворяющих потребности общества как численностью, так и квалификацией.

Исламское общество должно обеспечить себя всеми специалистами, необходимыми для своего достойного существования. Если в ряде важнейших отраслей науки и промышленности недостает квалифицированных кадров, вина ложится целиком на всю мусульманскую общину, в частности на ее руководителей.

Теперь эта обязанность будет возложена на этих специалистов. Если в обществе возникнут недостатки, касающиеся их сферы, отвечать будут они сами.

Из книги Ийман. Ислам. Куръан.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
.  Вопрос Когда восполняешь пропущенные намазы, то восполняются только фарднамазы Читаются ли после них зикры и дуа, или восполняются только фард читать полностью

1905 10:16 / 05.01.2017
.Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникам ПОСТАНОВЛЕНИЕ 46 85Об читать полностью

2283 09:05 / 04.01.2017
.  Вопрос Можно ли хранить идду в доме у своего отца Спасибо. Ответ Бисмиллахир Рахманир Рахим Для женщины ваджибом является отсидеть идду там, где был дан ей читать полностью

1865 10:45 / 05.01.2017
.Супружество... У одних это слово вызывает приятные ассоциации, у других душевную боль. «Мне кажется, что я разведена, сетует одна замужняя женщина. Меня не читать полностью

2973 06:32 / 03.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью