Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поспорили Адам и Муса алайхимассалам перед Господом своим. И превзошел Адам Мусу в споре.
Муса сказал: “Ты (ли тот) Адам — Аллах сотворил тебя Своими руками, вдунул в тебя от Своего духа, повелел ангелам совершить тебе саджду, поместил тебя в Свой рай, затем спустил на землю людей из-за твоего греха?”
Тогда Адам сказал: “Ты (ли тот) Муса — Аллах избрал тебя для Своего посланничества (Своим посланником) и Своего слова, даровал тебе страницы, на которых есть разъяснение всего и для мольбы приблизил тебя к Себе? И как ты посчитал, за сколько до моего сотворения Аллах написал Таурат?”
“Сорок лет”, — сказал Муса.
“Видел ли ты в нем, что Адам ослушался Господа своего и ошибся?” — сказал Адам.
“Да”, — сказал Муса.
Адам сказал: “И ты будешь упрекать меня в совершении деяния, которое Всевышний Аллах записал за сорок лет до моего сотворения?”.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Итак, Адам превзошел Мусу в споре».
Передали имам Бухари, Муслим и другие.
В данном благородном хадисе затрагивается одна из тонкостей вопроса о кадā и кадаре (предопределении и предустановлении).
Речь о том, что эта тема вызывала вопросы у людей, начиная от Адама алайхиссалам вплоть даже до такого великого пророка, как Муса алайхиссалам.
Здесь говорится о том, что эта тема стала даже поводом спора между двумя великими пророками.
Мухаддисы приводили этот хадис в различных вариациях цепи его передачи и в разных текстах. Все они дополняют друг друга. Одна из передач этого хадиса выглядит так:
«Муса сказал:
— О Господь мой, покажи мне Адама, который выдворил из рая и нас, и себя.
Так, представил Аллах ему его отца Адама алайхиссалам.
Сказал (Муса):
— Ты наш отец Адам?
Сказал (Адам):
— Да.
Сказал (Муса):
— Ты ли тот — Аллах вдунул в тебя из Своего духа, научил всем именам, повелел ангелам совершить тебе саджду?
Сказал (Адам):
— Да.
Сказал (Муса):
— Что заставило тебя выдворить из рая и нас, и себя?
Адам сказал:
— Кто ты?
Сказал:
— Я Муса.
Сказал (Адам):
— Ты ли тот, кого Аллах избрал для Своего посланничества (в качестве Своего посланника)? Ты ли тот пророк сынов Исраила, с кем из числа Своих творений Аллах говорил, находясь за завесой и не ставя посланников между тобой и Собой?
Сказал (Муса):
— Да.
Сказал (Адам):
— Разве ты не знал, что это было в книге Аллаха до моего сотворения? Будешь ли ты упрекать меня в том, по поводу чего до меня было предопределение Аллаха?
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— И Адам превзошел Мусу в споре. И Адам превзошел Мусу в споре. И Адам превзошел Мусу в споре».
Очевидно, что речь идет не о мыслях, которые могут прийти на ум при поверхностном рассмотрении первого хадиса. Речь идет не о том, что ошибка, совершенная Адамом алайхиссалам, произошла из-за принуждения его Всевышним Аллахом. А также Адам алайхиссалам вовсе не хочет сказать этим, что нет его вины в допущении той злополучной ошибки, когда он съел плод запретного дерева. И Адам алайхиссалам вовсе не говорит, мол, Аллах принудил меня совершить это, и поэтому не упрекай меня в этом. Речь идет совсем о другом.
Прежде всего, известно, что Адам алайхиссалам признал свою ошибку и покаялся в ее совершении. Все единогласно признают это.
В Священном Куръане много раз повторяются аяты, в которых говорится о покаянии Адама алайхиссалам. Адам алайхиссалам совершил злосчастный проступок, съел плод запретного дерева.
Когда Всевышний Аллах спросил: «Почему ты съел запретное?», Адам алайхиссалам не стал говорить: «О Господь мой, я съел, поскольку Ты Сам изначально предустановил это. Я не повинен в этом», а сказал:
«О Господь наш! Мы совершили несправедливость по отношению к себе, и если не простишь нам и не помилосердствуешь нас, непременно будем из потерпевших убыток» (сура «Аъраф», аят 23).
Такая личность, как Адам алайхиссалам, не скажет Всевышнему Аллаху одно, а Мусе алайхиссалам другое. О совершенном им проступке не скажет Аллаху: «Я виновен», а Мусе алайхиссалам: «Я не виновен».
Отсюда и видно, что в изучаемом нами хадисе речь идет не о том, что Адам алайхиссалам, не признавая свою ошибку, пытается оправдаться, ссылаясь на кадар — предустановление. Тогда о чем же идет речь?
Если изучить хадисы по этой теме, то выяснится следующее: Муса алайхиссалам в свое время пережил много трудностей и страданий. И видел, что помимо него в затруднениях жило и множество людей — адамовы отпрыски. Особенно часто он был живым свидетелем различных страданий сынов Исраила, угнетаемых Фараоном. Безусловно, он задумался: «Что является причиной этих тяжких испытаний, трудностей, страданий и мучений?». В итоге он предположил: «Возможно, всего этого не было бы, если бы Адам не был изгнан из рая». То есть пришел к мнению, что за всем этим стоит совершенная Адамом алайхиссалам первая ошибка. И поэтому, обращаясь к Всевышнему Аллаху, он сказал:
«О Господь мой, покажи мне Адама, выдворившего из рая и нас, и себя».
Затем, когда Всевышний Аллах показал ему его праотца Адама алайхиссалам, между ним и Адамом возник вышеупомянутый спор.
При внимательном изучении спора проясняется многое.
Муса алайхиссалам пытается возложить на Адама алайхиссалам ответственность за испытываемые человечеством трудности. Он хочет сказать, что если бы Адам алайхиссалам не совершил ту злосчастную ошибку, человечество не было бы выдворено из рая и оставалось бы там, и не было бы стольких трудностей, страданий и мучений.
Адам алайхиссалам в свою очередь пытается доказать, что приход человечества в мирскую жизнь и его существование в упомянутых условиях никак не связаны с его ошибкой.
Всевышний Аллах не создавал людей вследствие ошибки Адама алайхиссалам, не предустановлял их житье таким образом. Все это было предустановлено изначально. Адам алайхиссалам в споре привел это доказательство. И Муса алайхиссалам удовлетворился этим. Таким образом, Адам алайхиссалам превзошел Мусу алайхиссалам в споре.
В процессе изучения этого благородного хадиса мы узнали множество мудростей, в том числе ясно осознали, что опасно делать заключения, основываясь лишь на поверхностном значении одного хадиса по определенной теме.
Издавна многие злоумышленники, делая выводы на основе мнимого значения изучаемого нами хадиса, пытались оправдаться, дескать, Адам превзошел Мусу в споре, выставив в качестве довода предустановление, и мы тоже совершаем наши грехи не по своей воле — раз уж Сам Аллах предписал нам такую судьбу, что ж тут поделаешь?
На самом же деле, Адам алайхиссалам отрицал свою ответственность за несчастье всего человечества, сказав, что это происходит на основе извечного предустановленного знания Всевышнего Аллаха. Однако при первом же совершении ошибки он признал ее и покаялся. И Всевышний Аллах принял его покаяние.
Следовательно, говорят ранние наши ученые, человек сам ответственен за свои поступки, и он не упрекается за то, что совершено по воле Аллаха и к чему нет его причастности. Существование мира и распространение в нем человечества не является следствием ошибки Адама алайхиссалам, и он не ответственен за трудности и страдания человечества.
Следовательно, распутники поступают неверно, пытаясь оправдать свои грехи предустановлением. Если бы они оказались правы и человек совершал бы все деяния по принуждению, то миропорядок стал бы абсолютно алогичным. В мире не осталось бы различия между добром и злом. Ибо добрый творил бы добро по принуждению, и поэтому его добро не могло бы быть его достоинством. Злой творил бы зло по принуждению, и поэтому его зло не могло бы быть его пороком. Кто бы и что бы ни делал, он не отвечал бы за это, и любой мог бы творить зло.
Это очень опасная идея, она является призывом к разрушению мироустройства. Последовать такой идее означало бы признать, что все мировые религии, шариаты, пророческие миссии, божественные книги бессмысленны — ведь они отвращают людей от злодеяний и призывают к благодеянию.
Распутные грешники, которые выставляют кадар (предустановление) в качестве оправдания своим деяниям, утверждают: «Все это бесполезно, человек не имеет иной возможности, кроме как исполнять только изначально предустановленное».
Где распространится такая идея — там распространятся бедствия и напасти. Там расплодится зло, свободно и без всяких препятствий. Всякая ответственность, обязанность отвечать за проступки будет оставлена с легкостью. И в итоге все погрязнет в сплошном беспутстве. В истории тому есть очень много примеров.
Исправление искаженной акийды о кадā и кадаре, приведение ее в истинно исламское состояние является одной из основных задач оздоровления религии. Акийда о кадā и кадаре, как и прежде, должна способствовать тому, чтобы мусульмане продвигались вперед во всех аспектах жизни, не страшась трудностей и смерти, с убеждением «Никакое несчастье не постигнет нас, кроме как предписанное Аллахом».
И раз вопрос о кадā и кадаре доказывает, что каждый человек ответственен за свои поступки, то это должно стать первостепенным фактором, побуждающим мусульман совершать только благие дела и отказаться от злодеяний. Никто не сможет спасти себя от ответственности, выставляя в качестве оправдания кадā и кадар. Когда один пойманный вор сказал почтенному Умару: «Я совершил кражу, таковы были кадā и кадар, и почему же ты собираешься отрубить мне руку?», почтенный халиф ответил: «Если ты совершил кражу согласно кадā и кадару, то я отрубаю тебе руку также согласно кадā и кадару».
Затем, почтенный Умар повелел своим подчиненным: «Сначала накажите его тридцатью ударами плетью, затем отрубите руку!».
Они спросили: «За что?».
Он ответил: «Тридцать ударов плетью за то, что сказал ложь относительно Аллаха, и отрубить руку за воровство».
Кадā и кадар ни в коем случае не могут служить поводом для оправдания лени и совершения грехов. Этот вопрос должен служить почетным призванием в осуществлении великих дел и достижении наивысших целей.
Не следует забывать и об устранении кадара кадаром — предустановления предустановлением.
Предустановление голода устраняется предустановлением пропитания.
Предустановление жажды устраняется предустановлением питья (утоления ее питьем).
Предустановление болезни устраняется предустановлением ее лечения.
Почтенный Умар радияллаху анху отправился в Шам (Сирию), но узнав о распространении там чумы, решил вернуться обратно. Тогда Абу Убайда радияллаху анху спросил его: «Убегая предустановления Аллаха?». Почтенный Умар радияллаху анху ответил ему: «Если бы это сказал кто-то другой, кроме тебя! Да, мы бежим от предустановления Аллаха к предустановлению Аллаха. Скажи-ка, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть долины была бы плодородной, а другая безводной. Станешь пасти их на плодородной половине — эта пастьба состоится по предустановлению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предустановлению Аллаха. Не так ли?!».
В этом вопросе Пророк саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижники являются прекрасным примером для всех нас. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам боролся против бедности делом, против невежества знанием, против болезни лечением. Он просил у Всевышнего Аллаха защиты от таких состояний, как огорчение, бессилие, лень.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам отвратил от неверного толкования вопроса о кадā и кадаре.
В хадисе, переданном от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Накануне конца света появятся некие народы. Они будут совершать грехи. Затем будут говорить: «Аллах предустановил нам это». Человек, опровергающий их слова, будет подобен человеку, обнажившему меч на пути Аллаха».
Если бы значение кадā и кадара осознавалось мусульманами правильно и они верно следовали этому значению, то они восстановили бы свою прежнюю славу и заняли свое достойное место в этом мире.
Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам рассказал нам хадис, а ведь он — садыкул масдук (правдивый и подтвержденный):
«Поистине, (вещество) сотворения каждого из вас собирается в утробе его матери сорок дней в виде нутфы. Затем столько же (времени пребудет) в виде алаки (пиявкообразного сгустка крови). Затем столько же пребудет в виде музги (разжеванного куска мяса). Затем в него вдохнется душа. И будет повелено записать четыре слова: его удел, час его смерти, его деяния и (будет ли он) несчастным или счастливым. Клянусь Тем, кроме Которого нет никакого божества, один из вас будет совершать деяния обитателей рая, и когда между ним и раем останется (расстояние в) один аршин, опередит его та книга (запись) и он совершит деяние обитателей ада и войдет в него. Поистине, один из вас будет совершать деяния обитателей ада, и когда между ним и адом останется (расстояние в) один аршин, опередит его та книга (запись) и он совершит деяние обитателей рая и войдет в него».
Передали имам Бухари, Муслим и другие.
В начале этого хадиса Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху отмечает, что каждое слово нашего любимого Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам является правдивым и подтвержденным. Этот смысл выражают сказанные им слова:
«А ведь он — садыкул масдук (правдивый и подтвержденный).
Правдивость Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам является одним из его самых широко известных качеств. Точно так же широко известно о его качестве масдук, то есть подтвержденности его правдивости.
То, что передатчик хадиса, прежде чем приступить к непосредственному пересказу услышанного им хадиса, упоминает эти качества Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, преследует определенную цель — дабы не возникали сомнения в отношении достоверности приводимых в хадисе значений.
В этом благородном хадисе говорится о том, насколько безгранично, всеобъемлюще и насколько точно знание Всевышнего Аллаха.
Также говорится о том, что Всевышний Аллах творит каждую вещь с точной мерой и эта мера не меняется, а Всевышний Аллах точно и ясно ведает обо всем этом извечно и до бесконечности, в том числе до самого Судного дня.
Давайте ознакомимся с мыслями, изложенными в этом благородном хадисе, по отдельности.
«Поистине, (вещество) сотворения каждого из вас собирается в утробе его матери сорок дней в виде нутфы».
Кем собирается? Несомненно, Всевышним Аллахом. Следовательно, переход каждого человека в виде нутфы — спермы — из хребта отца в утробу матери происходит только по знанию и устроению Аллаха. Сколько бы миллиардов людей ни пребывало на земле, так было с каждым. И сколько семян переходят из скольких хребтов во сколькие утробы матерей по всему миру в данный миг, также известно Аллаху.
Попадание спермы в матку еще не означает, что появится ребенок. Семя в этой сперме должно оплодотворить яйцеклетку женщины. А этого без воли и устроения Всевышнего Аллаха не бывает. Отец и мать могут испытать наслаждение от полового акта, но не смогут узнать, что происходит со спермой, оплодотворяет ли семя яйцеклетку или нет? Не ведая о том, был ли зачат ребенок или нет, они обращаются к тем, кто может распознать это по признакам. Но и у тех нет никакого знания об оплодотворении яйцеклетки семенем. Это известно только обладателю безграничного знания — Самому Всевышнему Аллаху.
Всевышний Аллах пожелал, чтобы семя, перешедшее из отцовского крестца, оставалась в матке матери в течение сорока дней. И если семя за этот срок оплодотворит яйцеклетку, то появится зародыш. Если семя выпадет до этого, то беременности не будет. Безусловно, все это происходит по знанию и могуществу Всевышнего Аллаха.
«Затем столько же (времени пребудет) в виде алаки (пиявкообразного сгустка крови)».
То есть в течение вышеупомянутого срока — сорока дней — будет пребывать в виде сгустка — алака. В наших старых источниках алака названа «сгустком крови». В арабском языке слово «алака» означает «пиявка». Да, то самое существо, которое отсасывает кровь, по-арабски называется алака.
Даже сами женщины не ведают о том, в какое мгновение и каким образом нутфа в их собственных матках превращается в алака — сгусток крови. Даже если весь мир, объединившись, станет следить за процессом, происходящим в одной матке, никто не сможет в него вмешаться и не выяснит что-либо в точности. Всевышний Аллах ведает обо всех процессах, происходящих во всех утробах. Он знает обо всем, что происходило и произойдет с момента появления Адама до Судного дня.
«Затем столько же пребудет в виде музги (разжеванного куска мяса)».
То есть после пребывания в состоянии алака столько же — сорок дней — пробудет в состоянии музги. Теперь пиявкообразный сгусток крови обрел вид разжеванного мяса и в таком состоянии пробудет сорок дней.
И это, как описывалось раньше, происходит только по знанию и устроению Всевышнего Аллаха. Если Всевышний Аллах не пожелает, в каком бы состоянии ни было начало человека — будь то состояние спермы или состояние алака либо состояние музги, это выпадет из матки, не переходя на следующую стадию развития. Немощная же обладательница матки может почувствовать это только по происходящим изменениям в процессе выпадения (выкидыша).
«Затем в него вдохнется душа».
То есть после сорока дней в утробе, в состоянии музги в него — будущего человека вдыхают дух — душу. Этот процесс считается самым важным. Это великая тайна жизни. По сей день никто не знает, что представляет собой душа и как она вдыхается в человека.
На протяжении своего долгого существования на земле человек сделал все, на что был способен, чтобы докопаться до тайны души, но так и не смог ничего узнать. Человек, притязающий на обладание знанием обо всем, настолько беспомощен, он утверждает, будто бы знает все тайны мира, но не знает даже тайны о себе самом.
Эту тайну знает только Сам Всевышний Аллах. И не только знает, но и устраивает и осуществляет ее.
На этой стадии, когда человек обретает душу, начинается процесс, относящийся к изучаемой нами теме — вопросу кадā и кадара.
«И будет повелено записать четыре слова: его удел, час его смерти, его деяния и (будет ли он) несчастным или счастливым».
Кому будет повелено?
Будет повелено уполномоченному ангелу.
Кто станет повелевать?
Повелевает Всевышний Аллах.
Что будет повелено?
Записать.
Что значит «записать»?
Записать — значит фиксировать знание.
В одном хадисе сказано «Фиксируйте (укрепляйте) знание записыванием». Записывание означает подтвердить знание более ясным образом. Однако записать что-либо и зафиксировать знание не означает заставить кого-то другого совершить то, что записано.
В частности, если сохранить в тайне ту самую запись, то вообще не будет никакого воздействия. И не может быть.
В период пребывания человека в утробе своей матери сведения относительно его будущего фиксируются в знании Всевышнего Аллаха.
Так можно ли назвать записывание этого знания — его фиксирование — принуждением этого человека?
Безусловно, нет!
Ведь зафиксированные сведения известны только одному Аллаху!
Теперь рассмотрим все четыре слова, которые будут записаны, по отдельности:
1. Удел (ризк).
Ризк — удел всех живых существ мира — известен лишь Самому Аллаху.
Только Сам Аллах знает, кому, какой, когда и в каком количестве достанется удел. Никто другой, кроме Всевышнего Аллаха, не знает об этом.
Даже если весь мир объединится и попытается узнать об уделе одного живого существа на промежуток в один миг, не смогут осуществить это.
В народе есть поговорка: «Что проглотил — твое, а что во рту — еще неизвестно». Это изречение подтверждает то, что удел для всех, кроме Аллаха, остается под сомнением — неизвестным. То есть человек не может знать, станет ли пища, разжевываемая им во рту, его уделом.
Но и эта поговорка — не совсем точное определение. Поскольку и по поводу проглоченного еще остается сомнение, ведь мы не можем сказать, станет ли проглоченная пища полноценным уделом. Если Аллаху не будет угодно, чтобы проглоченное стало уделом, то эта пища, превратившись в отраву, может привести к болезни или даже к смерти человека. Или же она может вызвать тошноту и проглоченное выйдет наружу в виде рвоты. Итак, может ли такая неизвестность — незнание человеком о своем уделе оказать воздействие на его жизнь? Нет, конечно!
Творцом всех живых существ, в том числе и творцом человека является Всевышний Аллах.
Все состояния человека, как до превращения его в нутфу, так и после его смерти, также знает только Всевышний Аллах.
Создателем всех уделов в мире, знающим их целостно и точно, а также устроителем их является Всевышний Аллах. Посему не удивительно, что и о том, какой удел — в каком виде, количестве и состоянии достанется каждому человеку, знает только Сам Аллах. И не трудно Аллаху поручить одному из Своих ангелов записать то, что известно Ему. Был бы Аллах Аллахом, не знай Он точно и полностью удел каждого живого существа?!
В этом знании Аллаха нет признака принуждения.
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.