Поклонение и молитва
(ибадат и дуа)
Необходимо подчеркнуть, что поклонение и молитва неотделимо связаны с казá и кадаром (предопределением и предустановлением), с вопросом о произвольности или принужденности деяний раба, с вопросом о награждении и наказании.
Если бы предопределение и предустановление не было знанием Аллаха, а было бы Его принуждением, как полагают некоторые не осознающие люди, то Он не повелевал бы нам — Его рабам совершать ибадат (поклонение) и возносить дуа (молитву). Если бы Аллах повелевал нам, притом что принуждал нас, то это было бы нелогичным.
Слово «ибадат» имеет значение «быть покорным». И это значение глубже и шире значения слова «убудият» — «рабство». Потому что ибадат есть вершина смиренности и покорности перед Маъбудом — Тем, Кому поклоняются. Наидостойнейшим же объектом поклонения является только Сам Всевышний Аллах.
В комментарии к книге «Джавхаратут тавхид» слову «ибадат» дано следующие определение:
«Ибадат — это обозначение, вобравшее в себя любимые Аллаху намаз, закáт, пост, хадж, правдивость, соблюдение аманата, благодеяния по отношению к родителям, поддерживание родственных уз, верность соглашению, искренность в религии Всевышнего Аллаха, вознесение благодарения за Его блага, довольство Его предопределением (казá) и всякое прочее благое слово и благое деяние, будь то явное, или сокрытое, или тайное».
Всевышний Аллах в суре «Фатиха» сказал:
«Лишь Тебе поклоняемся и лишь к Тебе взываем о помощи» (аят 5).
Под ибадатом — поклонением — у нас теперь принято понимать такие деяния, как совершение намаза, соблюдение поста, поминание Аллаха (зикр), чтение Куръана. Безусловно, они являются великими поклонениями, но в действительности, каждое угодное Аллаху деяние есть поклонение — ибадат. Следовательно, если человек станет жить, выполняя повеления Аллаха, тем самым он будет пребывать в поклонении. Аллах предписывает рабам зарабатывать удел халалным путем, значит, старающийся обрести удел дозволенным путем, пребывает в состоянии поклонения. Разумеется, полагая, что обретение халалного удела есть поклонение, человек не должен оставлять другие ибадаты. Например, никто не вправе оставлять намаз и пост.
Таким образом, фраза «Иййака наъбуду» («Лишь Тебе поклоняемся…») означает «Будем делать только то, что Ты велишь». А это, в свою очередь, является великим обещанием, данным рабом своему Господу. Да сделает Всевышний Аллах всех нас сдержавшими свое обещание.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может [вы] будете богобоязненны» (аят 21).
В этом аяте содержится обращение ко всему человечеству: «Поклоняйтесь Великому Аллаху, сотворившему вас вашему Воспитателю! Он был Един в сотворении вас и теперь Он вправе быть Единым в вашем поклонении Ему. Замысел поклонения — быть может, вы будете богобоязненными».
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи ничего» (аят 36).
.