Избегание ада по причине деяний
Если некоторыми из верующих совершится деяние, ввергающее их в ад, а потом они совершат иные, требующиеся для очищения от грехов, деяния, то вследствие этого они могут избежать попадания в ад. Деяний и явлений, посредством которых может избежать ада допустивший определенные грехи человек, улемы указывают три:
1. Покаяние.
Всевышний Аллах в суре «Зумар» сказал:
«Скажи [от Моего имени]: «О рабы Мои, которые расточительствовали во вред себе, не отчаивайтесь относительно милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный. И обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему, прежде чем постигнет вас мучение, потом вам не будет оказана помощь» (аяты 53–54).
Всевышний Аллах в суре «Марйам» сказал:
«И осталось после них [замещающее] потомство: утратившие намаз и предавшиеся порочным желаниям, и вскоре встретят зло. Кроме тех, кто покаялся и уверовал и совершил праведное деяние — и они войдут в рай и с ними не будет поступлено несправедливо нисколько» (аяты 59–60).
Всевышний Аллах в суре «Фуркан» сказал:
«И те, которые не молятся другому божеству наряду с Аллахом, и не убивают иначе, как по праву, душу, которую сделал харамом Аллах, и не прелюбодействуют. А кто делает это, встретит наказание. Приумножится его мучение в Судный день и пребудет в нем [мучении] униженным вечно, кроме тех, кто покаялся и уверовал и содеял праведное деяние, тем — заменит Аллах их злые деяния благими. И Аллах — Прощающ, Милосерд!» (аяты 68–70).
2. Праведные деяния.
К категории деяний, посредством которых может избежать ада допустивший определенные грехи человек, относится хасанат — праведные деяния.
Всевышний Аллах в суре «Худ» сказал:
«Поистине, добрые деяния устраняют скверные деяния!» (аят 114).
Каждое благое деяние, совершенное верующим, устраняет его дурное деяние и, возможно, эти деяния станут причиной сбережения их совершителя от водворения в ад.
Передается от Абу Зарра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Где бы не был, бойся Аллаха. Повлеки добро следом за злом. Это сотрет его [зло]. Относись к людям с благим нравом».
Передал Тирмизии.
3. Бедствия.
К явлениям, которые могут стать причиной избежания ада для совершившего определенные грехи человека, относятся бедствия и горести, постигшие его в этом мире.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам:
— Если мусульманина постигнет какое-либо бедствие, будь то утомление, будь то болезнь, будь то беспокойство, будь то печаль, будь то терпение обиды, будь то скорбь и даже вонзание колючки, поистине, ими Аллах сокроет [сотрет] его грехи».
Передали два шейха.
Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если кого из мусульман настигнет какое-нибудь бедствие, даже если поранится шипом, поистине, Аллах этим сбросит [простит] греховные деяния того раба подобно тому, как дерево сбрасывает свои листья».
Передали два шейха.
.