Оглядываясь в недавнюю 70-летнюю историю общества, в котором мы жили, ужасаешься массовости одной из самых опасных социальных болезней – разнообразных культов личностей. Привычка к покорности, преклонению перед такими «великими гениями» и другими «большими» и «малыми гениями», держала в тисках многие народы и души, в итоге превратившись в серьезное препятствие к продвижению общества вперед, к всеобщему мировому прогрессу. Между тем Ислам вовсе отвергает преклонение перед кем бы то ни было, кроме Аллаха. Культ личности считается не просто грехом, а проявлением неверия в Аллаха. Немало людей унижаются перед кем-нибудь подобным себе, ставя его почему-то выше других, уверовав в наличие в нем каких-то особо отличительных качеств. А такой предмет незаслуженного поклонения, основой которого чаще всего являются как раз безнравственные качества: карьеризм, корысть, самоуверенный эгоизм, – в свою очередь, делает все возможное и невозможное, чтобы возвысить себя до уровня Бога. Например, пользуясь доверчивостью людей, изощряется в применении против них грубой силы, в устрашении, наглом обмане и т.д.
Такие мерзкие «божки» принесли человечеству неисчислимые бедствия, пока их не настигал в итоге, при жизни или после, заслуженный бесславный конец, включая падение в глазах людей... Одно из великих правил Священного Куръана – молиться только Аллаху и отказываться от преклонения перед любым человеком. В древности после смерти некоторых пророков и прославленных людей их соплеменники поклонялись им, считая усопших богами. Великий Куръан в суре «Áли Имран» разъясняет неправоту и опасность такой веры. Обычай поклонения пророкам и праведным людям существует у всех народов. Сам Будда в свое время не объявлял себя божеством. Но его поклонники после его смерти объявили его Богом, установили ему памятники. Ислам с большой осторожностью исправлял это нездоровое убеждение, ибо существовала угроза приравнивания пророков Ислама к божеству. Чистое вероубеждение Ислама считает Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам простым человеком, похожим на остальных. Но он был рабом и пророком Аллаха.
Всевышний ниспослал Пророку Ислама следующий аят с назиданием передать его своим сторонникам:
«Скажи: «Не владею для себя ни пользой, ни вредом, кроме того, что пожелает Аллах. И если бы я знал сокровенное, непременно умножил бы добро, и постигло бы меня зло. Ведь я – лишь предостерегающий и благовестник для народа, что верует» («Аъраф», 188).
В другом аяте говорится:
«Скажи: «Поистине, я – лишь человек, подобный вам; ниспосылается мне вахий о том, что поистине, бог ваш – Бог Единый. Кто же надеялся на встречу с своим Господом, пусть совершает праведное деяние и не придает сотоварищей в поклонении своему Господу никого» («Кахф», 110).
И следует напомнить, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам всегда и во всем соблюдал эту заповедь, оставался человеком скромным и сам пресекал все попытки вознесения себя над людьми.
Даже естественное уважение к людям честным и достойным, желание подражать их добрым делам не должно перерастать ни в какие культы, уродующие и поклоняющегося, и часто – сам предмет поклонения. Достойным поклонения был и останется лишь один Бог, ибо Он один совершенен и не подвержен людским страстям и заблуждениям. Только Он, вера в Него – мерило нашего достоинства, и ничто иное.
Мы лишь вкратце остановились на учении Ислама о личности и народе, что чрезвычайно важно в наших условиях и особенно в настоящее время.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садқк Мухаммад Юсуф.