Почтенным сподвижникам и табиъинам было присуще называть сунной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам только то, что относилось к положениям шариата.
Другими словами, среди всего, что исходило от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и было связано с его личностью, они называли сунной только то, что должны исполнять все мусульмане.
Согласно этому принципу, все деяния и изречения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам были разделены на относящиеся к сунне и не относящиеся к ней. Мусульмане должны были исполнять сунну. Остальное не считалось обязательным для исполнения.
В предании, которое имам Ахмад ибн Ханбал привел в своей книге «Муснад», Абу Туфайл радияллаху анху говорит следующее:
«Я сказал Ибн Аббасу:
— Твои люди говорят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таваф[1] Байта (Каъбы)[2] богатырской, бравой походкой (походкой рамл), и что это является сунной.
Он ответил:
— Они сказали и правду, и неправду.
Я спросил:
— Что значит: “сказали и правду, и неправду”?
Он ответил:
— Правда то, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таваф Байта бравой походкой. Неправда в том, что это является сунной.
Во время событий при Худайбийи курайшиты сказали: “Мухаммада и его сподвижников предоставьте самим себе, пусть они вымрут словно черви, что бывают на животных”. Пророк саллаллаху алайхи васаллам заключил с ними соглашение о прибытии в Мекку в следующем году вместе со своими сподвижниками и пребывании в ней в течение трех дней.
Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыл в Мекку, мушрики (многобожники) стояли на стороне Куъайкиъан. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал сподвижникам: “Совершите три рамла (ритуальных обхода бравой походкой) вокруг Байта, но это не сунна”.
Я сказал:
— Твои люди говорят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил саъй[3] между Сафой и Марвой верхом на верблюде, и что это является сунной.
Он ответил:
— Они сказали и правду, и неправду.
Я спросил:
— Что значит: “сказали и правду, и неправду”?
Он ответил:
— Правда в том, что он совершил ритуал саъй между Сафой и Марвой верхом на верблюде. Неправда же в том, что это является сунной. В то время люди не сторонились и не уступали дорогу Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому он совершил этот ритуал верхом на верблюде, чтобы они слышали его слова и не дотрагивались до него руками.
Я спросил:
— Твои люди говорят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал саъй между Сафой и Марвой, и что это является сунной?
Он ответил:
— Они сказали правду».
Из этого предания очевидно, что почтенные сподвижники считали сунной для мусульман не все поступки Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а только те, что связаны с шариатскими положениями и которые они сами безупречно выполняли.
Помимо этого, почтенные сподвижники обсуждали: относятся ли к сунне некоторые другие действия Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то есть, следует ли мусульманам исполнять их или нет. Приведем всего лишь один пример.
Возвращаясь из долины Мина во время совершения хаджа, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Завтра, ин шаа Аллах[4], мы остановимся на возвышенности в селевом русле племени Канана, там, где они поклялись в неверии». То место называлось Абтах (или Михсаб).
Однако он не направлял туда Абу Рафиъ радияллаху анху для подготовки места и не давал никаких указаний. Как сообщает Абу Рафиъ радияллаху анху, он сам избрал место Абтах и подготовил там шатер для Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Учитывая этот и другие схожие случаи, почтенные сподвижники обсуждали вопрос о том, является ли сунной посещение местечка Абтах при возвращении из Мина во время совершения хаджа. Они обсуждали не сам факт остановки Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Абтахе при возвращении из Мины, а вопрос о принадлежности или не принадлежности этого деяния к сунне — как к положению шариата.
В предании имама Муслима говорится, что Абдуллах ибн Умар радияллаху анху считал это сунной и во время совершения хаджа всегда останавливался в Абтахе.
Абдуллах ибн Аббас, Абу Рафиъ, почтенная Аиша и другие сподвижники радияллаху анхум считали, что посещение Абтаха при возвращении из Мины во время хаджа не является сунной.
В предании имама Муслима также сказано, что Аиша радияллаху анха говорила: «Посещение Абтаха не является сунной».
Согласно же преданию имама Ахмада, мать правоверных Аиша радияллаху анха говорила: «Клянусь Аллахом, тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам посетил Абтах только из-за меня».
[1] Таваф — ритуальное поклонение в виде обхода вокруг Каъбы.
[2] Каъба — досл. «куб»; каменное строение кубической формы в Благословенной Мекке (также называется Байт — Дом (Дом Аллаха). Впоследствии вокруг Каъбы воздвигалась Заповедная Мечеть. Каъба является первым храмом на земле, построенным для поклонения человека Всевышнему Аллаху. Все мусульмане обращаются лицом в ее сторону во время намаза, и ежегодно миллионы мусульман съезжаются в Мекку для совершения паломничества — хаджа и умры и обхода вокруг древнего святилища.
[3] Саъй — ритуальная ходьба в быстром темпе хаджи (паломника), семь раз преодолевающего расстояние между холмами Сафа и Марва во время умры или хаджа. Саъй начинается с возвышения Сафа и заканчивается на холме Марва.
[4] Ин шаа Аллах — досл. «Если пожелает Аллах»; правоверный мусульманин, говоря о будущем, всегда уповает на Аллаха, подчеркивая свое бессилие и немощность перед сокровенностью будущего, одновременно указывая на зависимость предстоящих событий только от воли Всевышнего Аллаха. Поэтому к своим высказываниям о будущем он искренне добавляет фразу «ин шаа Аллах».
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.