Хафизул-кабир[1] Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Фазл ибн Бахрам ибн Абдуссамад Тамими Самарканди ад-Дарими родился в 182 г.х. в Самарканде. Его дед, будучи арабом, переселился и обосновался в Хорасане еще во времена фатха.
Мухаммад ибн Ибрахим ибн Мансур Ширази рассказывал: «Имам Дарими обладал совершенством в разуме, сообразительности, достоинствах и знании религии. О его способностях запоминать, добродушии, уравновешенности, усердии, зухде и богослужении ходили легенды».
Захирул Хатиб Самарканди рассказывал: «Когда я был у Ахмада ибн Ханбала, у него спросили об имаме Дарими. Он ответил: “Дарими был из саййидов. Когда ему предложили богатства, чтобы он отрекся от веры, он отказался”».
Шурайх ибн Юнус сказал: «Я слышал, как Багдади восклицал: “О жители Хорасана! Как же вам повезло, что среди вас есть Абдуллах ибн Абдуррахман Дарими!”».
Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мубаррад Махрами говорил: «О жители Хорасана! Поскольку среди вас есть Абдуллах Дарими, не увлекайтесь другими людьми».
Бандар говорил: «В мире есть четыре хафиза: Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Муслим ибн Хаджжадж Нисабури, Абдуллах ибн Абдуррахман Дарими и Абу Зуръата ар-Рази».
Имам Дарими начал свою научную деятельность в Самарканде. Впоследствии он общался с учеными Хорасана, после чего, посетив Ирак, Шам, Египет, Мекку и Медину, многому научился у проживавших там ученых. Основные его достижения в области хадисоведения проявились в Самарканде.
Наиболее известной книгой имама Дарими является «Сунану Дарими», которая даже была признана одной из шести почитаемых книг. Ученые признали пятерых имамов, написавших сборники «Сахих». Это Бухари, Муслим, Тирмизи, Абу Давуд и Насаи. Однако по поводу шестого имама существуют разногласия. Если одни считают шестой книгой «Сунану Ибн Маджа», другие — «Муваттаъу Малик», то третьи — «Сунану Дарими».
В пользу того, что книга «Сунану Дарими» достойна занять шестое место, свидетельствуют такие ее особенности, как незначительное количество сомнительных передатчиков хадисов, отсутствие противоречий с мнением преобладающего большинства ученых, отсутствие отвергнутых выражений.
Имам Дарими не ограничивался только наукой о хадисах, а был также полноценным ученым в таких областях, как тафсир и фикх. Он является автором книги «Бисавми мустахаза вал мутахаййира». Также он написал тафсир к некоторым джузам Священного Куръана, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
Известно, что большая часть хадисов книги «Сунан» имама Дарими относится к области фикха. Эта книга знаменита тем, что она не имеет отличий от других подобных книг и в ней отсутствуют неясные выражения. По поводу названия этой книги между учеными существовали разногласия. Такие известные ученые, как имам Захаби, Ибн Салах, Мулла Али Кари называли ее «Муснадом», а Алауддин Маглатай и другие — «Сахихом». Однако, как отмечали имам Ибн Хаджар и Суюти, среди людей она известна под названием «Сунан». Эта книга имама Дарими включает в себя 3465 хадисов.
У имама Дарими было много учителей. Это: Абу Мусаххар Димашки, Марван ибн Мухаммад, Абдулваххаб ибн Саъид, Назр ибн Шумаййил, Йазид ибн Харун, Саъид ибн Àмир Забъи, Джаъфар ибн Авн, Зайд ибн Яхйа ибн Абид Димашки, Вахб ибн Харир, Халид ибн Мухаммад, Хаббан ибн Хилал, Ашхал ибн Хатам Джумъахи, Заххак ибн Мухаммад.
Его ученики и те, кто передавал от него хадисы, это: имам Бухари (передал хадисы в своих других, кроме сборника «Сахих», книгах), имам Муслим, имам Тирмизи, имам Насаи, Абу Давуд, Хасан ибн Саббах, Абу Зуръата Димашки, Умар ибн Мухаммад Буджайри, Джаъфар ибн Мухаммад Фарйаби, Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбал и другие.
Имам Дарими умер в 255 г.х., 8 Зулхиджжи и был похоронен в день Арафы, в пятницу.
[1] Хафизул-кабир — великий хафиз (см. выше пояснение к хафиз).
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.