Сказали ученые ахлус-сунна: забывание Куръана из больших, тяжких грехов.
Передаётся от Даххака, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Если бы кто-то из вас выучил Куръан а затем забыл его, то только по причине совершения какого-то греха, т.к. Аллах говорит: «И что бы ни постигло вас из бед, то только из-за того, что натворили ваши руки, и Он прощает вам многое».
Забывание Корана является одной из великих бед. Абу Алиях, да помилует его Аллах, сказал: «Мы считали из больших грехов то, что человек учится Куръану, затем халатно относится к нему до тех пор, пока не забудет его». Также Ибну Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Порицали того, кто забыл выученное из Куръана, и говорили о нем серьёзные, сильные слова». Также ал-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто выучит что-то из Куръана или весь Куръан поднимется его степень по отношению к тому, кто не выучил; и если он нарушит эту религиозную степень до тех пор, что он лишится той степени, он достоин быть наказан за это».
Из вышеупомянутого следует, что порицательным является та забывчивость, которая стала по причине халатности и оставления повторения Куръана; однако не является порицательным забывчивость того, кто стремится учить, повторять, который постоянно упорно читает Куръан. На это указывает хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах, который придет ниже.
Передается от Айши (радияллаху анху), да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) услышал человека, читающего Куръан ночью в мечети, и сказал: «Да помилует его Аллах, он напомнил мне такой-то аят и такой-то, который я забыл из такой-то суры и из такой-то» (Передал ал-Бухари и Муслим).
Из этого хадиса можно извлечь несколько полезных вещей:
1) то, что разрешено читать Куръан ночью в мечети громким голосом, и нет в этом ничего порицаемого, если этим не создаётся трудность другим, и это не приводит к показухе и самовосхищению.
2) то, что можно сделать дуа за того, кто как-то тебе сделал добро, даже если он этого не хотел и не знает об этом.
3) то, что прислушиваться к чтению является сунной.
4) то, что похвально чтение Куръана в мечети ночью.
Передаётся от Хафиза ибну Хаджар, что имам ал-Исмаилий сказал: «Забывание Пророком (саллаллаху алайхи васаллам) чего-то из Куръана бывает двух видов:
1) кратковременное забывание, и это из-за самой сущности человека; и Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) склонен забывать так же, как и остальные люди.
2) забывание какого-либо аята, когда Аллах поднимает из его сердца этот аят, желая отмены его чтения, как на это указывается в аяте:
«Мы позволим тебе прочесть Куръан, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто».
Сказал ал-Хафиз ибну Хаджар: «В этом хадисе довод для тех, кто допускает забывчивость у Пророка (саллаллаху алайхи васаллам) в том, что абсолютно не требует донесения до людей; и также и то, что требует донесения до людей, но при двух условиях:
1. Оно уже донесено до людей.
2. И забывчивость аята на непродолжительное время, и он вспоминает забытое либо сам, либо по причине другого».
Однако забывание аята до донесения его до людей не разрешено и абсолютно невозможно.
Из книги «Достоинство сур Куръана»
..