Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Он сказал: «О Посланник Аллаха, кто будет счастливейшим из людей, достойным Вашего шафаъата (заступничества) в Судный день?≫. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Я знал, о Абу Хурайра, что никто не спросит об этом раньше тебя, ибо я вижу твое рвение к хадисам. Счастливейшим человеком, удостоенным моего шафаъата в Судный день, будет тот, кто сказал ≪Лаа илааха иллаллах≫ с ихласом от всего сердца или души≫. Передал Бухари.
Пояснение: Познакомимся с Абу Хурайрой ради- яллаху анху, который повествует о разговоре между ним и Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Всегда подчеркивается, что Абу Хурайра является сподвижником, который передал наибольшее число хадисов. Основной причиной того, что он передал такое большое количество хадисов, является его сильное пристрастие к хадисам. Наверное, было бы преувеличением, если скажем, что Абу Хурайра бросал все и целиком посвящал себя хадисам, однако не ошибемся, если скажем, что он больше всего интересовался хадисами. Он был из обитателей суффы (ахли суффа - группа неимущих сподвижников, живших на земляном помосте рядом с мечетью Пророка саллаллаху алайхи васаллам в Медине), жил на суффе у мечети Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и все время следил за устами Пророка саллаллаху алайхи васаллам в ожидании хадисов, а также задавал много вопросов. В хадисе приводится один из таких вопросов:
≪О Посланник Аллаха, кто будет счастливейшим из людей, достойным Вашего шафаъата в Судный день?≫ Он спросил, кто удостоится права обладать шафаъа- том Пророка саллаллаху алайхи васаллам больше всех. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Я знал, о Абу Хурайра, что никто не спросит об этом раньше тебя, ибо я вижу твое рвение к хадисам≫.А это великое засвидетельствование для Абу Хурайры радияллаху анху. Это большая честь, когда сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит про себя ≪наверное, никто, кроме Абу Хурайры, не задаст этот вопрос≫. Мало кто удостоится такой чести. В продолжение своего ответа Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
≪Счастливейшим человеком, удостоенным моего шафаъата в Судный день, будет тот, кто сказал ≪Лаа илааха иллаллах≫ с ихласом от всего сердца или души≫. Здесь также уделяется особое внимание ихласу. Мы уже знаем, что ихлас - это ибадат с ощущением присутствия Аллаха. Значит, чистосердечным, искренним произношением калиматут-тавхид (свидетельство о единстве Аллаха - ≪Лаа илааха иллаллах≫) с чувством, будто мы видим Аллаха, мы может быть удостоены наибольшего заступничества Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Судный день.
Этот хадис - опровержение заблудившимся последователям течения мурджиъа, которые утверждают, что достаточно высказать ≪Лаа илааха иллаллах≫ и этим все решится, дескать, дело выгорит, а остальное не важно. В первую очередь, мы не должны забывать о том, что необходимо произносить шахаду искренне, от всей души, с ихласом. А ихлас не может быть без деяния. Во-вторых, цель произношения ≪Лаа илааха иллаллах ≫ не заключается лишь в том, чтобы просто выговорить это выражение. Сами мурджиъиты прекрасно знают, что нельзя просто произнести ≪Лаа илааха иллаллах≫, не продолжив его фразой ≪Мухаммадун Расулуллах≫, что нельзя не уверовать в другие вещи, в существование которых нужно уверовать.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.