Передается от Абу Вакида ал-Лайси радияллаху анху: ≪Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сидел в мечети с людьми. Вдруг вошли трое. Двое из них пошли в сторону Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Один возвратился. Те двое подошли и встали над Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Один из них нашел в кругу свободное место и сел туда. Второй сел позади. А третий повернулся вспять и вышел. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам освободился, он сказал: ≪Хотите, я расскажу вам об этих трех? Один из них попросил убежища у Аллаха. Аллах дал ему убежище. Другой постыдился. И Аллах постыдился его. Еще один из них отвернулся. И Аллах тоже отвернулся от него≫.
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Вакид ал-Лайси радияллаху анху. Сначала познакомимся с ним: Настоящее имя этого сподвижника - Авф ибн ал-Харис (куня - Абу Вакид ал-Лайси). Участвовал в Бадре, фатхе Мекки и Ярмуке. Передал от Пророка саллаллаху алайхи васаллам несколько хадисов. От него хадисы передавали Ибн Мусаййиб, Урва ибн Зубайр, Убайдулла ибн Абдуллах, Ата ибн Ясар. Он умер в 68 году хиджры в возрасте 85 лет в Мекке. Его тело похоронено на кладбище мухаджиров под названием ≪Фахха≫. Автор рахматуллахи алайхи привел этот хадис в этой главе, поскольку в нем говорится о знании. Абу Вакид радияллаху анху рассказывает один случай из жизни мусульман, свидетелем которого он был: ≪Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сидел в мечети с людьми≫. Здесь излишне упоминать, что здесь шла научная беседа, ибо если Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сидел в мечети с людьми, то обязательно шла познавательная беседа. ≪Вдруг вошли трое≫.
В мечеть, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам сидел с людьми и вел беседу, вошли трое. ≪Двое из них пошли в сторону Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Один возвратился ≫. У двоих из них была склонность к знанию и они, желая воспользоваться случаем, оба пошли в сторону Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам к источнику знаний. У третьего не было склонности к знанию. Увидев, что идет научная беседа, он повернулся вспять. ≪Те двое подошли и встали над Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Один из этих нашел в кругу свободное место и сел туда. Второй сел позади. А третий повернулся вспять и вышел≫.Эти двое подошли к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и встали над ним в поисках места, чтобы прислушаться к научной беседе. Один из них нашел место и сел среди сподвижников, сидящих в форме круга для научной беседы. Второй был менее пристрастен к знаниям и присел за спиной сидящих в кругу. Третий, которого знание вообще не интересовало, повернулся вспять и вышел из мечети. А Пророк саллаллаху алайхи васаллам продолжил научно-познавательную беседу. ≪Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам освободился...≫
По завершении беседы, он саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Хотите я расскажу вам об этих трех? Пророк саллаллаху алайхи васаллам решил объяснить сподвижникам исход поведения этих трех человек и начал рассказывать. ≪Один из них попросил убежища у Аллаха. Аллах дал ему убежище≫. Это о человеке, который сел, найдя место в кругу. Обычно убежища просит тот, кто подвергся гнету, репрессии, опасности. Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам о том, что человек, севший в круг знания, просит убежища у Аллаха, заключают в себе огромный смысл. Это означает, что человек, севший в круг знания, сбежал от невежества, от зла бессознательности, репрессий и исходящих из них опасностей в покровительство Аллаха. Это указывает, что единственным путем спасения от таких напастей является путь знания. Только знанием можно удостоиться убежища-покровительства Аллаха. Нигде больше нет такой степени призыва к знаниям. ≪Другой постыдился. И Аллах постыдился его≫. Это тот, кто сел за кругом. Он постеснялся протиснуться среди людей. Поэтому и Аллах постыдился оставить его без воздаяния. Поступил с ним так, как тот того заслуживает. ≪Еще один из них отвернулся. И Аллах тоже отвернулся от него≫.
Это тот, кто отвернулся и вышел. Его уход от научной беседы приравнивается к уходу от Аллаха. Поэтому говорится, что и Аллах отвернулся от него. Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Нужно проводить в мечетях научные собрания.
2. На научных собраниях в мечети сидят по кругу.
3. При входе в место, где идет научное собрание, нужно немедленно присоединяться к нему.
4. Если возможно, нужно втиснуться в круг.
5. Если же не будет места в кругу, то можно сесть позади сидящих в кольце.
6. Не следует покидать научное сборище.
7. Человек, с ихласом участвовавший на научном собрании, удостоится покровительства Аллаха.
8. Всевышний Аллах постыдится упрекнуть того, кто постыдится избегать знания.
9. Аллах отвернется от того, кто отвернется от знаний.
Теперь честно признаемся, насколько мы пользуемся мудростью этого хадиса в своей жизни. Что больше ценится в нашем обществе? Знание и образованность или же богатство, чин и подобные этим преходящие явления? Кто больше значим в нашей современной жизни? Тот, кто бросается в научные круги или тот, кто бросается в ≪круги≫ рублей и долларов? Можем ли мы в нашей современной жизни осудить отвернувшегося от знаний человека как отвернувшегося от Аллаха? Трудно дать положительный ответ на эти и другие подобные вопросы, исходя из смысла этого хадиса. Если мы хотим удостоиться покровительства Аллаха, то мы должны увеличить число кругов знаний и принимать в них непосредственное участие. Без знания невозможно ничего добиться. Вот тогда Аллах предоставит нам убежище, чтобы мы убереглись от всяких бедствий. Вот тогда Аллах постыдится оставить нас без надежды, не отвернется от нас.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.