Если, прежде чем начать беседу о правах человека в Исламе, мы ознакомимся с теорией права в этой религии, наша задача будет значительно облегчена.
Факихами (законоведами) прошлого, этот вопрос освещен в удивительнейшем стиле. Как и по другим учениям Ислама, в этом вопросе каждому новому поколению талибов, учащихся, оставалось лишь изложить его применительно к своей эпохе.
Слово арабского происхождения хакк — «право» буквально связано со значениями «быть стойким», «устойчивым», «определенная доля», «справедливость».
В Шариате хакк означает: «польза (манфаъат), которая дарованная Установителем Шариата (Богом) некоему лицу и которая не переходит к другому».
Право имеет две основы:
Первая основа — субъект (обладатель) права:
• в религиозных правах субъект (обладатель) права — Аллах,
• в других правах их субъектами (обладателями) могут быть физическое (табиъи) лицо — человек или юридическое (иътибари) лицо — товарищество, сообщество либо учреждение.
Вторая основа — место права, то есть то, что связано с правом.
По своей принадлежности право подразделяется на три вида:
1. Право (доля) Аллаха. К нему относятся такие виды богослужения, как намаз (ежедневная пятикратная молитва), савм (религиозный месячный пост раз в году), закàт (очистительная милостыня в пользу бедных), хадж (паломничество в Мекку), джихад (усердие в делах веры, включая борьбу против неверия), совершение благих дел, как того требует исламская религия, «повеление одобряемого», «запрещение осуждаемого», клятва, обет.
В свою очередь, перечисленные добрые дела включают в себя предупреждение преступлений и борьбу против них, наказание за такие преступления и проступки, как разврат, воровство, грабеж, клевета, употребление опьяняющих веществ; сохранение в чистоте и порядке используемых всем обществом вещей: воды, дорог и т. д.
В вопросах, являющихся правом (долей) Аллаха, после того как дело дошло до хакима (правителя), следует применять соответствующее наказание. Здесь не допускаются прощение, соглашение и амнистия.
Например, до тех пор, пока дело вора не попало в руки хакима, пострадавший может простить ему совершенное им преступление, а когда дело находится у хакима, обратного хода уже не будет.
2. Право (доля) человека (раба Божьего). Здесь предусматривается защита интересов одной личности. К примеру, охрана здоровья, его детей, имущества, чести и достоинства, а также пользование обеспеченным государством общим достоянием; материнство, отцовство, детство и т. д. Широко обсуждаемые ныне права человека относятся к этому виду права.
Субъект, то есть обладатель такого права, вправе отказаться от него. Можно будет также завершить дело соглашением. Этому праву посвящены и разделы нашей книги.
3. Совместное (общее) право, то есть в одной и той же вещи заключено как право Аллаха так и право Его раба. Попеременно может брать верх то право Всевышнего, то право раба Божьего.
Примером могут служить душа, богатство, разум и здоровье человека. Потому что в них заинтересованы и лицо — их субъект — обладатель, и общество, в котором он живет. И мы хорошо знаем: в чем заинтересовано общество, то и является правом (долей) Аллаха, поскольку польза от него — общее достояние.
Поэтому мусульманин не может покушаться на свою жизнь, на свое здоровье, богатство, на свой разум. Да, он не может покончить жизнь самоубийством на том основании, что она принадлежит ему самому. Не может решиться на поступки, которые наносят ущерб его здоровью только потому, что это, мол, его здоровье. Не может использовать свое богатство во вред обществу из-за того, что оно нажито не кем-нибудь, а им самим. Он не имеет права совершать дела, которые чреваты отрицательными последствиями для его собственного разума.
Теперь пример тому, когда побеждает право раба Божьего. Это право владельца убитого на отмщение. Здесь относительно очищения общества от преступления — убийства — имеет место право Аллаха. В то же время в смысле мести, нахождения душевного спокойствия путем лишения жизни убийцы здесь право личности является верховенствующим. С точки зрения обращения внимания на источник, права делятся на три вида:
1. Имущественные права, неимущественные права.
2. Личные права, собственные права.
3. Отдельные права, не отдельные права.
По принадлежности к кадийату (суду) права делятся на два типа:
1. Право, подсудное кадийату (суду). Это такое право, которое можно приобрести путем обращения к кади, по приговору (решению) кади.
2. Право, неподсудное кадийату.
Права, по отношению которых кади не может вынести приговора, называются дийани хакк — «религиозным правом», то есть правом, твердо утвердившимся в соответствии с религией. Хотя лицо, допустившее ущемление этого права, не может быть по приговору кади подвергнуто наказанию, оно ответит за содеянное перед собственной совестью, а главное — перед Аллахом. Это в Исламе самое важное право, подобного которому нет в светских системах.
Скажем, лицо, получившее что-либо в долг, не признается в получении, а хозяин не может доказать предоставление этого долга, тогда кади выносит решение, что истец не имеет права (требовать что-либо) у ответчика. А религиозное право признает в истце обладателя права (доли), которое будет гласить: «Да гореть в огне Геенны тому, кто присвоил себе чужую долю!»
Источники и причины права
1. Права, которые утвердились по Шариату, то есть в соответствии с положениями Шариата Аллаха. К примеру, право жены получать пособие от мужа.
2. Права, утвердившиеся по взаимному согласию сторон. Например, права, которые присутствуют в торговле, при дарении, аренде.
3. Права, которые утвердились волей одного лица. К примеру, обет, возложение ответственности на себя.
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф