К месту будет сказать несколько слов и о совершении рукйа. Основные понятия об этом деле были упомянуты, когда мы рассматривали тему об исцелении от колдовства. Под «совершением рукйа» подразумевается прошение защиты чтением аятов из Книги Всевышнего Аллаха — Куръана, произнесением имен Всевышнего Аллаха, молитв, переданных от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
В изучаемом нами вопросе о совершении рукйа существуют некоторые разногласия. Некоторые группы людей, чрезмерно впечатленные современными переменами, пытаются искоренить само понятие «рукйа», утверждая при этом, что «в шариате рукйа не существует, а посему следует уделять внимание только медицине». Такая позиция является преувеличением. Другая же категория людей, напротив, утверждает о том, что «исцеление всецело заключено в рукйа, которой можно вылечить любую болезнь». Они также допускают преувеличение.
Каждая из сторон в поддержку своей позиции по-своему истолковывает аяты Куръана, своеобразно поясняет благородные хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В действительности же, если всецело и основательно изучить аяты и хадисы, касающиеся этого вопроса, то выяснится, что в этом деле просто нужно соблюдать умеренность.
Болезни, относящиеся к сфере медицины, нужно лечить посредством медицины. Болезни, относящиеся к сфере рукйа, следует лечить посредством рукйа, и притом совершать рукйа нужно в отношении тех людей, чье состояние действительно требует рукйа.
Кстати, нужно отметить, что и современная медицина, после долгого игнорирования, сегодня уже признала рукйа, хотя называет это не «рукйа», а «лечением психики».
Научные исследования доказали, что для излечения страдающего недугом больного, для эффективности применяемого в его отношении лечения требуется, чтобы его психологическое состояние, искренность его веры (ихлас) в исцеление были соответствующими.
Сегодня работает много психологов — специалистов, которые разбираются в психологии людей, дают им различные советы, в частности, рекомендуют слушать музыку, не думать о бесполезных вещах и дают прочие рекомендации, направленные в целом на укрепление психического состояния человека, привитие ему оптимизма.
Давайте сами подумаем, разве может быть в этом вопросе более сильное психологическое воздействие, чем призыв просить Всевышнего Аллаха об исцелении искренне, быть уверенным в том, что Аллах несомненно даст исцеление?
Разве может быть более сильное психологическое воздействие, чем совершение по отношению к самому себе рукйа посредством чтения Книги Всевышнего Аллаха или совершение рукйа по отношению к больному со стороны богобоязненного правоверного, который стал мастером в этом деле?
Разве может быть более сильное психологическое воздействие, чем при личном вознесении или вознесении за вас кем-либо другим молитв, которые возносил Пророк саллаллаху алайхи васаллам?
Именно поэтому мы говорим: «Совершение рукйа — возможно и реально, но только это должно происходить в указанных шариатом рамках и объемах, указанными шариатом способами». В пользу того, что рукйа и в самом деле истинна и действенна, улемы приводят следующий аят:
«И ниспосылаем Мы из Куръана то, что — исцеление и милость для верующих» (сура «Исра», аят 82).
Улемы утверждают, что слово «исцеление» в этом аяте воплощает в себе смысл как физического, так и духовного исцеления.
Передается от Али радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Лучшее лекарство — Куръан».
Передал Ибн Маджа.
Хадисов о рукйа, момимо упомянутых здесь, существует множество. Именно поэтому все мухаддисы[i] во всех своих сборниках хадисов приводили эти хадисы под заглавием «Книга исцеления и рукйа». Ибо оба эти вопроса тесно взаимосвязаны между собой.
Улемы поясняют: «Слова обычных людей помогают людям, в том числе и больным. Это истина, в которой воочию убеждались многие, о которой слышали все. Раз помогают слова простых людей, то разве не стали бы полезными в исцелении человека слова Самого Господа?».
Когда при физических недугах употребляется лекарство, организм больного подвергается его воздействию, и в результате недуг излечивается. Точно так же на душу человека, подвергшегося душевному недугу, может воздействовать душа совершающего рукйа. Между ними возникает взаимосвязь, и с позволения Всевышнего Аллаха больной выздоравливает.
Поэтому очень важно, чтобы совершающий рукйа человек был зрелым, достигшим совершенства. Если совершающий рукйа является богобоязненным, познавшим Всевышнего Аллаха и молитвы его принимались на деле, с позволения Аллаха его рукйа будет эффективной.
Когда Умар радияллаху анху совершал рукйа больным, читая суру «Фатиха», его рукйа действовала незамедлительно. Когда же после его смерти другие делали то же самое, такого результата уже не было. Тогда люди, сведущие о тайне этого дела, сказали: «Сура-то “Фатиха” находится на месте, а вот где же читающий ее Умар?».
Естественным образом возникает вопрос: «В каких же случаях следует обращаться к медицине, а в каких нужно применять рукйа?» Ответ на этот вопрос таков: больной в первую очередь, должен обратиться к врачам. Если врачи установят причину болезни, определят недуг, то следует лечиться у них. В случае же, если врачи скажут «Вы здоровы», а человек все еще продолжает себя плохо чувствовать, то приемлемо перейти к совершению рукйа.
Лучше всего, когда каждый совершает рукйа сам себе. Если же человек попросит сделать это другого человека, то ему следует обратиться с такой просьбой к богобоязненному человеку, принятие чьей молитвы более вероятно. Ибо в сущности рукйа тоже является разновидностью молитвы. Совершающий рукйа должен придерживаться намерения «Я возношу молитву, прося исцеления для своего собрата по религии». А тот, в отношении кого совершается рукйа, должен иметь намерение «Мой собрат по религии молится за меня, прося исцеления, о Всевышний Аллах, прими его мольбу».
Мы все должны глубоко осознать эти истины. В этом вопросе нам следует соблюдать все то, что предписано шариатом, и сторониться всего прочего. И тогда все наши дела будут в соответствии с повелениями шариата. Да сбережет нас всех Всевышний Аллах от всяких духовных и физических недугов, от приводящих к гибели пороков! И да сбережет нас от пользования услугами гадальщиков, ворожей, изгонителей джиннов, заклинателей и прочих занятых в нешариатских делах людей, сбережет нас всех от их обмана!